Литература.

Величайшие исторические преобразования в стране, формирование нового человека — строителя социализма — стали в этот период основными темами украинской советской литературы. Метод социалистического реализма раскрыл перед художниками слова широчайшие возможности изображения жизни в ее революционном развитии, обеспечил им подлинную свободу выбора художественных форм, средств и способов творчества.

Во второй половине 20-х годов советской литературой решались сложные задачи идейно-организационного и творческого характера, что нашло отражение в литературной жизни Киева.

В 1926 году из участников «Киев-Гарта», «Киев-Плуга» (существовавшего, как и весь союз крестьянских писателей «Плуг», до 1932 года) и «Жовтня» была создана новая пролетарская писательская организация — Киевская ассоциация пролетарских писателей» («КАПП»). На базе секции «Киев-Плуга» «Западная Украина» организовалась «Ассоциация писателей Западной Украины», которая со временем вошла в союз революционных писателей «Западная Украина» (руководящие органы его до 1933 года находились в Харькове). С целью упрочения фронта пролетарской литературы в Киеве основаны также «Ассоциация русских писателей» (АРП), затем — «Коммуна русских писателей». В городе были созданы также комсомольско-молодежная организация «Молодняк» и киевская организация Всеукраинского союза пролетарских писателей (ВУСПП). «Молодняк» сформировался осенью 1926 года преимущественно из бывших участников «Киев-Гарта»{«Десять років», 1927, 4 сентября.}. В последующие годы он пополнился молодыми писателями — студентами, рабочими, крестьянской молодежью Киевщины. Значительную роль в их выявлении сыграли газета «Молодий пролетар», журналы «Молодий більшовик», а также «Кузня освіти» и «Молоді загони» (1928—1929 гг.) Киевского института народного образования, коллективный сборник «Комсомолія» (1930 г.). Благодаря этим изданиям читатели познакомились с произведениями большой группы «мо-/319/лодняковцев». Группа «Молодняк» работала под руководством и при постоянной поддержке Киевского окружкоме, ЦК ЛКСМУ и его секретаря А. М. Бойченко, будущего автора известной повести «Молодость».

Осенью 1926 года развернула свою деятельность и киевская организация ВУСППа. В опубликованном в печати заявлении и в сборнике «Пути пролетарской литературы» (1926 г.), выпущенном киевским оргбюро ВУСППа, с партийных позиций поднимались вопросы идейной чистоты советской литературы, борьбы с проявлениями буржуазно-националистической идеологии, упадочничества и т. п.

Эта борьба обострилась в связи с созданием в Харькове в 1925 году обособленной «академической» литературной организации «Вапліте» («Вільна академія пролетарської літератури» — «Свободная академия пролетарской литературы»), руководители которой — Н. Г. Хвылевой и его немногочисленные последователи — с самого начала заняли национал-уклонистские, буржуазно-националистические позиции, пытались подорвать дружбу русского и украинского народов, их культурные связи, проповедовали ориентацию на «психологическую» (буржуазную) Европу. Передовые советские писатели Киева вместе со всеми литераторами Украины развернули последовательную борьбу против идей «хвылевизма». В своих выступлениях они опирались на решения партии по вопросам литературы и искусства, в частности на постановление ЦК КП(б)У «Политика партии в деле украинской художественной литературы» (1927 г.), в котором подчеркивались необходимость самого четкого «социального самоопределения» деятелей литературы, их решительного «отмежевания от каких-либо буржуазных влияний», их стремление вести упорную «борьбу с антипролетарскими и антиреволюционными элементами»{«Комуніст», 1927, 15 мая.}. Просуществовав недолгое время и показав свою идейно-творческую несостоятельность, «Вапліте» под давлением передовой литературной общественности самоликвидировалась. Такая же участь постигла и киевского двойника «Вапліте» — организацию «Марс» («Мастерская революционного слова»), созданную из бывших участников «Ланки» и примкнувших к ней литераторов.

Киевские организации «Молодняк» и ВУСПП вместе с аналогичными харьковскими организациями, возникшими почти одновременно, явились инициаторами создания единого Всеукраипского союза пролетарских писателей (ВУСПП). Инициатива и усилия передовых писателей республики были одобрены и поддержаны ЦК КП(б)У.

Писатели города приняли активное участие в подготовке и работе I съезда ВУСППа, проходившего в январе 1927 года в Харькове. В числе избранных в руководящий орган Союза — Совет ВУСППа — были киевские писатели Иван Ле и Н. И. Терещенко. С организацией ВУСППа, что явилось большой победой пролетарских сил советской украинской литературы, появились издания, знаменовавшие новый этап ее развития. Как органы ВУСППа начали выходить: в Киеве «Літературна газета» (март 1927 г.), первым редактором которой был Иван Ле, а в Харькове — журналы «Гарт» (украинской секции) и «Красное слово» (русской секции ВУСППа).

В 1926 году открылось издательство «Масса», в котором в течение нескольких лет вышел целый ряд новых книг киевских писателей. Интересную библиотеку художественных произведений издавала редакция газеты «Пролетарська правда», начавшая выходить на украинском языке с 20 июня 1925 года вместо «Пролетарской правды» и «Більшовика».

В 1928 году создано Киевское объединение пролетарских писателей» (КОПП){«Литература. Искусство» (приложение к газете «Киевский пролетарий»), 1928, 7 октября.}.

Новым шагом на пути дальнейшего творческого сплочения различных литературных организаций явилось создание в 1929 году по инициативе ВУСППа «Федеративного объединения советских писателей Украины» (ФОСПУ), в которое входили киевские организации литературных союзов ВУСПП, «Плуг», «Молодняк», а также «Коммуна русских писателей» и отделение «Литературного объединения Красной Армии и Флота» (ЛОКАФ), созданное в 1931 году{«Молодий пролетар», 1931, 23 февраля.}. Однако и в этих условиях еще давало о себе знать различие идейно-художественных установок литературных организаций.

Объединяющим центром для начинающих литераторов города стала редакция газеты «Киевский пролетарий». По инициативе «молодняковцев» и газеты «Молодий пролетар» (1929 г.) на заводах «Ленинская кузница», «Большевик», «Арсенал» и других были организованы массовые литературно-критические, творческие и библиографические кружки. Их участники рецензировали новинки художественной литературы, выступали с Собственными произведениями на «литературных страницах» заводских многотиражек, которые с конца 20-х годов начали выходить на многих киевских предприятиях.

Во второй половине 20-х годов появились такие заметные произведения киевских писателей, как «Юхим Кудря» (1927 г.), «Танец живота» (1928 г.), «Роман межгорья» (1929 г.) Ивана Ле, книги рассказов и роман «Угар» (1929 г.) Я. Д. Качуры, поэтические сборники «Цель и предел» (1927 г.), «Страна труда» (1928 г.), «Республика» (1929 г.), «Строительные леса» (1930 г.) Н. И. Терещенко, книги «Мотивы» (1927 г.) Д. Ю. Загула, «За всех скажу» (1927 г.) А. Ф. Влызько, сборник «Лето» (1928 г.) русского поэта Н. Н. Ушакова. Самобытностью таланта отмечены первые книги Н. П. Бажана «17-й патруль» (1926 г.), в которой рассказывалось о мужественных героях гражданской войны, и сборник стихотворений «Здания» (1929 г.), славивший строительство новой жизни, людей вдохновенного труда./320/

К концу 20-х годов ощутимо проявилась идейно-художественная эволюция М. Ф. Рыльского. Поэт все увереннее обращался к народной жизни, воодушевлялся свершениями своих современников (сборники «Тринадцатая весна», 1926 г., «Где сходятся дороги» и «Звук и отзвук», 1929 г.).

С первыми книгами рассказов и повестей во второй половине 20-х годов выступили и «молодняковцы», значительно пополнившие ряды украинских советских прозаиков. Тематикой их произведений являлись героика гражданской войны, пафос восстановления и реконструкции народного хозяйства, начало индустриализации страны, ростки новой жизни на селе («Новые жилища», 1928 г., и «Машинисты», 1930 г.,— Л. И. Смилянского; «Скрипка», 1928 г.,— П. А. Радченко; «Шахтерское», 1928 г.,— А. В. Клоччя; «Баланда», 1930 г.,— А. И. Шияна и др.). Интересные путевые очерки о жизни, братских республик, повести о новом советском человеке издал С. Д. Скляренко («Матрос Исай», «Три республики», 1930 г.).

В 1928—1930 гг. свои первые пьесы — «На грани», «Каменный остров», «Штурм» — создал А. Е. Корнейчук. Несколько пьес написал в это время драматург Е. М. Кротевич.

Все прочнее становились творческие связи киевских писателей с писателями братских республик. Глубокий след в культурной жизни города оставили неоднократные (в 1926, 1927—1928 гг.) приезды сюда В. В. Маяковского. Он выступал на заводах «Ленинская кузница», «Большевик» и др., в студенческих аудиториях. В. В. Маяковский посвятил Украине, в частности Киеву, ряд произведений, с любовью говорил об украинском языке, социалистических преобразованиях, осуществляемых на украинской земле («Киев», «Долг Украине» и др.). В 1926 году в Киеве состоялись литературные вечера русской писательницы Л. Н. Сейфуллиной, в 1929 году — встречи с русскими писателями Б. А. Лавреневым, К. А. Фединым, Ю. Н. Либединским и другими, а также с комсомольскими поэтами А. А. Жаровым и И. П. Уткиным.

Крупным литературным и политическим событием в жизни украинских и всех советских писателей явилась «Неделя украинской культуры», проведенная в Москве в феврале 1929 года. В составе большой группы литераторов и актеров, работников кино, издательств, прибывших в столицу, находилось 12 представителей Киева. Многочисленные встречи и выступления украинских художников слова перед трудящимися Москвы, а затем и Ленинграда воспринимались с большим энтузиазмом. Участники «Недели» были приняты в Центральном Комитете ВКП(б). Все это способствовало еще большему укреплению идейно-творческих связей литератур братских народов.

Неоценимое значение для идейно-творческого роста киевских писателей, как и всех советских литераторов, для их тесного сплочения на основе принципов коммунистической партийности, укрепления связей с жизнью имело историческое постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». В нем говорилось об объединении всех писателей, поддерживавших платформу Советской власти и стремившихся принимать участие в социалистическом строительстве, в единый Союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем. Советские писатели встретили это постановление с огромным энтузиазмом. В мае 1932 года на объединенном собрании участников литературных организаций (ВУСПП, «Молодняк», «Плуг», ЛОКАФ) в Харькове принято решение о создании Оргкомитета Союза советских писателей Украины (ССПУ), в который вошли и представители киевских писателей. Киевские литераторы, избрав Оргбюро филиала ССПУ, наладили деятельность творческих секций, провели широкое совещание по вопросам поэзии, принимали активное участие в мероприятиях Оргкомитета по подготовке I съезда Союза советских писателей Украины, в пленумах Оргкомитета и всеукраинских совещаниях по вопросам поэзии, прозы, драматургии, очерка и других жанров литературы, а также в пленумах Оргкомитета Союза советских писателей СССР в Москве Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», подготовка и проведение писательских съездов неизмеримо укрепили связь советской литературы с жизнью, активизировали творческую и общественную деятельность писателей Литераторы Киева выезжали на заводы и фабрики, выступали со своими произведениями перед трудящимися, принимали участие в пропаганде социалистического соревнования и ударничества, помещали в многотиражных газетах стихи, эпиграммы, очерки{«Молодий пролетар», 1930, 15 октября.}. Дальнейшее развитие получило в эти годы массовое литературное движение. На предприятиях города, как и по все! стране, оно ширилось под лозунгом «призыва рабочий ударников в литературу» и проходило при постоянною внимании городской парторганизации. Участники движения — члены рабочих коллективов «Ленинской кузницы», «Большевика», «Арсенала» и других предприятий — вскоре заявили о себе художественными произведениями в периодической печати и специальные сборниках (например, «Альманах ударника», 1932 г.). Общее руководство творческой деятельностью рабочих литераторов осуществлял Кабинет ударника при Доме литературы. Филиал «Плуга» руководил литературной группой «Центрифуга» и рядом других литературных групп на Киевщине. Внимание киевских писателей привлекали также ударные новостройки, колхозы и совхозы. Так, в начале 1931 года в составе т. н. культэшелона, состоявшего из театральных, музыкальных и библиотечных бригад, писатели приняли участие в шефской поездке по Донбассу{«Молодий пролетар», 1931, 27 января.}.

Разносторонняя творческая связь писателей и поэтов Киева с жизнью трудящихся отразилась в художественных произведениях. Рабочим металлургического завода посвящена повесть Ивана Ле «Интеграл» (1931 г.). В 1933 году писатель окончил вторую часть широко известного произведения «Роман межгорья». О строителях Днепрогэса, жизни и труде рабочих коллективов рассказывают повести, романы «Бурун» (1932 г.) С. Д. Скляренко, «Магистраль» (1934 г.) А. И. Шияна, «Мехзавод» (1930 г.) Л. И. Смилянского, «Жизнь плавится» (1934 г.) Ю. И. Яковенко и др. Развернутую картину наступления социализма по всему фронту, новую жизнь изобразил И. П. Бажан в поэмах «Число» (1931 г.), «Смерть Гамлета» (1932 г.), «Садовник» (І934 г.). Подготовленный всем предшествующим развитием, в эти годы начался новый этап в творчестве выдающегося мастера поэтического слова М. Ф. Рыльского. В стихотворной «Декларации обязанностей поэта и гражданина», которой открывается его сборник «Знак весов» (1932 г.), поэт заявил о своем кровном единстве с советской действительностью. Важной вехой в его творчестве явилась поэма «Марина» (1933 г.).

Многие киевские литераторы стали делегатами и гостями I Всеукраинского съезда советских писателей, открывшегося 16 июня 1934 года в Харькове. В связи с переводом в это время столицы республики в Киев съезд решил провести свои заключительные заседания в новой столице. Они состоялись 12 августа 1934 года. На съезде был создан Союз советских писателей Украины. Сразу же после окончания работы съезда делегация украинских писателей выехала в Москву на 1 Всесоюзный съезд советских писателей. Делегатом от украинских литераторов был единогласно избран также почетный председатель I Всеукраинского съезда А. М. Горький. С докладом о путях развития, о достижениях украинской советской литературы на съезде выступил И. Ю. Кулик, с речами — П. П. Бажан, Н. Л. Забила, Л. С. Первомайский, А. Е. Корнейчук, И. К. Микитенко, П. И. Панч и другие украинские писатели.

I Всесоюзный съезд советских писателей, писательские съезды советских республик явились выдающимися событиями в культурной жизни страны Советов. Они продемонстрировали торжество ленинской национальной политики, ленинской политики партии в области художественной культуры. Съезды подвели итоги достижений литератур народов СССР, наметили пути их дальнейшего развития на основе метода социалистического реализма, засвидетельствовали плодотворность их братского взаимодействия, сотрудничества и обмена творческим опытом, создание единой всесоюзной многонациональной литературы.

С осени 1934 года Союз советских писателей Украины развернул работу в Киеве. Начали выходить его печатные органы: «Літературна газета», журналы «Радянська література» и «Советская литература», позже — журналы «Літературна критика» (с 1938 г.), «Молодий більшовик» (с 1937 г., орган ЦК ЛКСМУ и ССПУ), «Україна» (с 1941 г.). Много внимания уделял ССПУ работе издательства «Радянський письменник». В Киеве продолжили активную творческую работу писатели, ранее находившиеся в Харькове: А. В. Головко, И. Ю. Кулик, И. К. Микитенко, Л. С. Первомайский, В. И. Сосюра, П. Г. Тычина, П. М. Усенко, Ю. И. Яновский и многие другие. Известные мастера советской украинской литературы входили в Киевскую организацию Союза советских писателей Украины.

В 1934 году в Киеве был открыт Укрлитфонд — Украинский филиал Литфонда СССР, созданного по решению правительства СССР с целью оказания материальной помощи растущим писательским кадрам.

С каждым годом все разнообразнее по форме и глубже по содержанию становилась общественная и творческая деятельность ССПУ и его Киевской организации. При ССПУ работали секции и комиссии поэзии, художественной прозы, драматургии, критики и теории литературы, военной и детской литературы. Союз писателей вел большую работу с молодыми и начинающими литераторами. При «Літературній газеті» и редакциях журналов действовали литконсультации. Писатели руководили литкружками и литстудиями на предприятиях, в высших учебных заведениях города. Особенно массовыми были литстудии при университете им. Т. Г. Шевченко и пединституте им. А. М. Горького. Отсюда в 30-е годы пришли в литературу А. С. Малышко, В. Н. Собко, В. П. Козаченко, Я. В. Баш, Л. Н. Вышеславский, В. Д. Ткаченко, Л. Н. Новиченко, П. И. Колесник, А. А. Ищук, Б. С. Буряк, Ю. С. Кобылецкий, А. Е. Засенко и другие известные поэты, прозаики, критики и литературоведы. Плодотворно трудились критики старшего поколения — А. И. Белецкий, С. И. Маслов, А. К. Дорошкевич, А. А. Назаревский, а также Е. П. Кирилюк, Е. И. Старинкевич, Е. С. Шаблиовский, Л. Е. Пидгайный, Д. М. Косарик, Я. Г. Савченко, Б. Л. Коваленко, Е. Г. Адельгейм и др. А самое молодое поколение литераторов Киева и республики в конце 30-х годов заявило о себе первыми произведениями различных жанров, составившими два выпуска коллективного сборника «Київський альманах».

Осенью 1934 года при ССПУ был создан Всеукраинский кабинет работы с молодыми авторами. Большое значение в деле воспитания молодых имели систематические семинары, курсы, совещания начинающих литераторов, которые проводил ССПУ.

ЦК КП(б)У, Киевский областной и городской комитеты КП(б)У, претворяя в жизнь решения и указания ЦК ВКП(б), постоянно руководили деятельностью Союза советских писателей Украины и его партийной организации. Высокую оценку получали достижения украинской литературы на съездах Компартии Украины.

Заметный след в истории украинско-русского литературно-художественного единения оставила первая Декада украинского искусства в Москве, которая с большим успехом прошла в 1936 году.

Украинская советская литература, развиваясь в семье братских литератур, используя их опыт и достижения, щедро делясь с ними и своим художественным богатством, поднималась на новую, высшую ступень своего развития. Певец героики Октября, революционно-преобразующей деятельности Коммунистической партии, автор сборника стихов и одноименного стихотворения «Партия ведет» (1934 г.) П. Г. Тычина в 1936 году написал стихотворение «Чувство семьи единой», в котором воспел советский патриотизм, дружбу между народами, пролетарский интернационализм. Чертами подлинного новаторства отмечены его книги «Чувство семьи единой» (1938 г.) и «Сталь и нежность» (1940 г.). Сборники стихов «Киев» (1935 г.), «Лето» (1936 г.), «Украина» (1938 г.), «Сбор винограда» (1940 г.) издал в эти годы М. Ф. Рыльский. Его стихотворения о Социалистической Родине и Коммунистической партии, дружбе пародов, борьбе за мир составили единый волнующий рассказ о творцах эпохи социализма. Во всей полноте проявился в 30-е годы талант поэта-эпика Н. П. Бажана. В поэме-трилогии «Бессмертие» (1935—1937 гг.) он вывел художественный образ выдающегося партийного и государственного деятеля-ленинца С. М. Кирова; в поэме «Отцы и сыновья» (1938 г.) рассказал о подвиге во имя революции семьи донецкого рабочего П. И. Цупова; теме дружбы народов, утверждению идей социалистического гуманизма посвятил книгу стихотворений «Ямбы» (1940 г.). Широтой тематики, лирической непосредственностью и высокой эмоциональной взволнованностью были отмечены сборники стихов В. Н. Сосюры «Новые стихотворения» (1937 г.), «Люблю» (1939 г.), роман в стихах «Красногвардеец» (1940 г.).

Широкую популярность у читателей, особенно у молодежи, приобрели книги А. С. Малышко «Родина» (1936 г.), «Из книги жизни» (1938 г.), «Рождение сыновей» (1939 г.), «Письма красноармейца Опанаса Байды» (1940 г.) и др. Богатство тем, образов, поэтических форм было характерно для «Новой лирики» (1937 г.) и «Барвинкового мира» (1940 г.) Л. С. Первомайского. Героика труда и борьбы занимала центральное место в книгах И. Ю. Кулика, Н. И. Терещенко, П. М. Усенко, Л. Д. Дмитерко, Н. С. Шеремета, Н. И. Шпака, К. М. Герасименко, С. А. Крыжановского, Е. П. Фомина, Л. Я. Зимнего, А. Ф. Турчинской, а также русских и еврейских советских писателей, проживавших в Киеве, Н. Н. Ушакова, Я. З. Городского, С. М. Гордеева, П. Н. Вышеславского, Д. Н. Гофштейна, И. С. Фефера, М. А. Талалаевского, В. И. Охрименко и других.

В лучших произведениях украинской художественной прозы и драматургии широко разрабатывалась тема социалистического строительства. Самое ценное в них — образы рабочих, колхозников, интеллигенции, для которых труд, деятельность во имя народа, партии, Отчизны являются содержанием жизни. Это — пьесы «Платон Кречет» (1935 г.), «В степях Украины» (1940г.) А. Е. Корнейчука, «Соло на флейте» (1933—1936 гг.) И. К. Микитенко, «Пойдешь — не вернешься» (1936 г.) И. А. Кочерги; романы, повести, рассказы — «Коротки истории» (1940 г.) Ю. И. Яновского, «История радости» (1938 г.) Ивана Ле, «Годы молодые» (1940 г.) А. В. Головко, «Гранит» (1937 г.), «Крейсер» (1940 г.) В. Н. Собко, «Киев» (1936 г.) Н. С. Рыбака, «Очень хорошо» (1935 г.), «Десятиклассники» (1938 г.) А. И. Копыленко, «На берегах Славуты» (1940 г.) Я. В. Баша и другие.

Рос интерес советских писателей к историческому прошлому народа, к его славным патриотическим и революционным традициям. Появились прозаические и драматургические произведения на историко-революционные и исторические темы. Среди них пьесы А. Е. Корнейчука «Гибель эскадры» (1933 г.), «Правда» (1937 г.) и «Богдан Хмельницкий» (1939 г.), роман Ю. И. Яновского «Всадники» (1935 г.) и пьеса «Дума о Британке» (1937 г.), романы Ивана Ле «Наливайко» (1940 г.), Я. Д. Качуры «Иван Богун» (1940 г.), З. П. Тулуб «Людоловы» (1934—1936 гг.), А. И. Шияна «Гроза» (1936 г.), А. Е. Ильченко «Сердце ждет» (1939 г.), А. И. Полторацкого «Гоголь в Петербурге» (1941 г.), Л. И. Смилянского «Михаил Коцюбинский» (1940 г.), С. Д. Скляренко «Путь на Киев» (1937 г.), Н. С. Рыбака «Днепр» (1937 г.) и «Ошибка Оноре де Бальзака» (1940 г.), П. И. Панча «Александр Пархоменко» (1939 г.), В. С. Кучера «Кармелюк» (1940 г.), К. М.Герасименко «У битой дороги» (1939 г.), «Легенда» (1941 г.) и др. В широком диапазоне тем, образов и мотивов украинской советской литературы с первых дней Великого Октября видное место заняла тема Киева. Волнующие страницы посвящены воинам и труженикам Киева в романе Н. А. Островского «Как закалялась сталь».

В 1939 году в семью советских литераторов влились западноукраинские писатели Я. А. Галан, С. И. Тудор, А. А. Гаврилюк, П. С. Козланюк, Ирина Вильде и другие, а также польская писательница В. Л. Василевская. Писатели и общественность Киева в 1940 году радушно приветствовали у себя западноукраинских литераторов. Издательство «Радянський письменник» выпустило книги их произведений. Как долгожданный праздник встретила освобождение Северной Буковины О. Ю. Кобылянская. Она писала: «Волнуясь, говорю я искренне слово это: мои мысли тебе, народ свободный, и песни сердца, и музыка души тебе»{«Літературна газета», 1940, 29 ноября.}./323/

В Киеве, как и в других городах страны, широко отмечались юбилеи выдающихся деятелей отечественной и зарубежной культуры и литературы. Они сыграли огромную роль в деле широкого культурного взаимоознакомления братских народов. Литературная и научная общественность города отмечала 100-летие со дня рождения украинского баснописца Л. И. Глебова (1927 г.), классика русской литературы Л. Н. Толстого (1928 г.).

Выпуском произведений в переводах на украинский язык, выставками книг, литературными вечерами на предприятиях было отмечено в 1932 году 40-летие творческой и общественной деятельности основоположника советской литературы А. М. Горького. В 1937 году киевляне широко отметили пушкинские дни. Торжественно прошло 125-летие со дня рождения поэта-революционера Т. Г. Шевченко. Большими тиражами вышли произведения поэта на Украине и в братских республиках в переводах на языки народов СССР. Вся страна отмечала 750-летие «Слова о полку Игореве» (1938 г.) и поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели (1937 г.), 1000-летие армянского эпоса «Давид Сасунский» (1939 г.), 500-летие калмыцкого народного эпоса «Джангар» (1940 г.). Делегации украинских, в частности киевских, писателей участвовали в работе специальных выездных пленумов Союза писателей СССР. На чествование акына Джамбула в связи с 75-летием его творческой деятельности в Алма-Ату в 1938 году выезжали П. Г. Тычина, Н. П. Бажан. К юбилеям были изданы на украинском языке однотомники произведений А. С. Пушкина и В. В. Маяковского, поэма «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели в высокохудожественном переводе Н. П. Бажана, поэмы «Давид Сасунский», «Джангар» и др. В свою очередь, произведения украинской классической и советской литературы издавались в переводах на русский и другие языки народов СССР.

В предвоенные годы Киев посетило много прогрессивных зарубежных писателей. Совершая путешествие по СССР, здесь в 1927 году останавливался известный американский писатель Т. Драйзер. Он посетил киевские предприятия, знакомился с жизнью рабочих. В 1935 году гостями города были известный датский писатель-коммунист Мартин Андерсен Некое, делегация прогрессивных немецких писателей, в 1936 году — венгерские писатели А. Гидаш, а также Б. Иллеш, Мате Залка, уже побывавшие здесь в 1929 году, и др. На многолюдных литературных вечерах они читали свои произведения, переводы «Завещания» Т. Г. Шевченко, стихотворений современных украинских поэтов.

Интернациональные связи украинских, как и всех советских, писателей крепли с каждым годом. В июне 1935 года П. Г. Тычина, И. К. Микитенко, П. И. Панч, А. Е. Корнейчук в составе делегации писателей СССР принимали участие в работе Международного конгресса в защиту культуры в Париже. Украинская литература была представлена на таком же конгрессе в Париже и Мадриде в 1937 году. В художественных произведениях («Испания» П. Г. Тычины, «Народам мира» М. Ф. Рыльского, «Моя Испания» Л. С. Первомайского и др.), боевой публицистике, в выступлениях на митингах перед трудящимися украинские литераторы неустанно разоблачали фашизм, несший человечеству порабощение, уничтожение достижений мировой культуры.

Возросли воспитательная роль литературы социалистического реализма, авторитет и популярность художников слова — верных пропагандистов политики партии и Советского государства. Народ оказывал лучшим писателям Киева высокое доверие, избирая их депутатами в районные, городской и областной Советы, в высшие законодательные органы — Верховный Совет СССР и Верховный Совет УССР. В 1941 году П. Г. Тычина и А. Е. Корнейчук в числе первых советских писателей были удостоены звания лауреатов Государственной премии СССР.

Развиваясь в тесном творческом единении с литературами всех советских республик как составная часть единой всесоюзной многонациональной литературы, украинская литература уверенно вышла на всесоюзную и мировую арену, обогатилась произведениями, засвидетельствовавшими духовный расцвет украинской социалистической нации в семье братских народов СССР.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главное меню

Календарь

<Июль 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
182021222324
25262728293031

Поиск

История Киева

Высшая школа и наука.

Развитие капитализма в России предъявляло, как писал В. И. Ленин, «все больший…

Литература.

Война внесла кардинальные изменения в литературную жизнь Киева. Многие писатели…

Архитектура.

После Великой Октябрьской социалистической революции в работу по восстановлению…

Театр.

Первая половина 20-х годов для молодого украинского, как и всего советского,…
SEO sprint - максимальная раскрутка сайтов!

Украина моя. 2010-2011.
При использовании материалов сайта гиперссылка на ukrmy.com обязательна.

Р_РєС_аиР_С_РєРёР№ С:Р_С_С'РёР_Р_, С_айС' Р+РчС_РїР>Р°С'Р_Р_, С_Р°С_РєС_С_С'РєР° С_айС'Р° Р+РчС_РїР>Р°С'Р_Р_.