Изобразительное искусство.

В области изобразительного искусства продолжались поиски новых форм, вырабатывались и утверждались в борьбе с идейными и формалистическими уклонами и увлечениями новые эстетические принципы, закладывались основы высшей художественной школы, призванной готовить новое поколение советских художников.

В 1922 году Украинская академия искусств была преобразована в Киевский институт пластических искусств. Учебный процесс в нем строился по принципу деятельности мастерских. Самыми многочисленными были мастерские живописцев Ф. Г. Кричевского (98 человек) и М. Л. Бойчука (36 человек).

В результате объединения Института пластических искусств с архитектурным в 1924 году образовался Киевский художественный институт, который возглавил известный искусствовед И. И. Врона. Вначале в нем были факультеты архитектурный и живописно-скульптурный (с мастерской ксилографии), затем организовался полиграфический. Здесь группировались основные силы скульпторов, художников-монументалистов. Помимо учебной работы в институте объявлялись конкурсы, привлекавшие широкое внимание художественной общественности. В них активное участие принимали и студенты. При институте действовали две мастерские монументальной живописи, которыми руководили М. Л. Бойчук и Л. Ю. Крамаренко. В городе также работала художественная профшкола, в 1921 году открылась полиграфическая школа.

В 1923 году в Киеве возникла инициативная группа Ассоциации художников Красной (Червоної) Украины (АХЧУ), объединявшая в основном художников-реалистов и отстаивавшая реалистические позиции. Она поддерживала, связь с широко известной Ассоциацией художников Революционной России (АХРР). Среди членов АХЧУ были видные киевские художники-реалисты Ф. Г. Кричевский (председатель президиума), Г. П. Светлицкий, М. М. Яровой, С. И. Светославский, И. С. Ижакевич, Ф. С. Красицкий, А. М. Черкасский, Ф. З. Коновалюк, Н. А. Прахов и другие.

Летом 1925 года основана еще одна крупная организация — Ассоциация революционного искусства (мистецтва) Украины (АРМУ). Она объединяла художников разных направлений, в т. ч. реалистов, многие из которых впоследствии стали выдающимися мастерами искусства социалистического реализма (С. М. Прохоров, С. Я. Кишиневский, Н. Г. Бурачек, В. И. Касиян и др.). Однако ведущее место в Ассоциации занимала группа М. Л. Бойчука, отстаивавшая преимущество монументальной живописи над станковой, а также условность и стилизацию в искусстве.

О достижениях художников свидетельствовали профессиональные выставки. Особый интерес представляла осенняя выставка Украинской академии искусств в начале 1921/22 учебного года. В выставке, организованной в 1924 году секцией изобразительного искусства Всеукраинского союза работников искусств, приняло участие 129 художников. Устраивались также выставки-отчеты Киевского художественного института. В 1925 году во Всеукраинском историческом музее им. Т. Г. Шевченко открылась выставка украинского портрета, а в следующем году там же была устроена посмертная выставка произведений Г. И. Нарбута{Нарбут Георгій. Посмертна виставка творів. К., 1926; «Бібліологічні вісті», 1926, № 3, с. 5—35.}.

В годы восстановления народного хозяйства в связи с большими материальными трудностями памятники сооружались редко. Не уделялось должное внимание и декоративной пластике, что объяснялось конструктивистским направлением в развитии архитектуры. Самым значительным монументальным произведением того времени был бронзовый памятник Карлу Марксу, сооруженный на бывшей Думской площади (ныне площадь Октябрьской революции) скульптором И. М. Чайковым по заказу президиума Киевского губисполкома. В апреле 1923 года недалеко от завода «Арсенал» установлен памятник арсенальцам — участникам Октябрьского вооруженного восстания 1917 года в Киеве. В 1925 году по проекту самодеятельных скульпторов красноармейцев-железнодорожников Е. И. Белостоцкого, С. Журавлева, М. Дробота на хуторе Грушки (ныне Жовтневый район города) сооружен памятник основателю Советского государства В. И. Ленину. В том же году на привокзальной площади состоялось открытие памятника-бюста В. И. Ленина молодого скульптора А. М. Писаренко. Оригинально была выполнена памятная доска с барельефами декабристов на здании по улице Кирова, 14, где в свое время собирались декабристы (скульптор Б. М. Кратко).

В искусстве монументальной живописи в 20-х годах продолжали развиваться традиции, начало которым было положено еще в годы гражданской войны. В 1921—1922 гг. художник З. Ш. Толкачев сделал монументальные росписи в клубах. В Комсомольском клубе на Подоле он выполнил три композиции. Лучшей из них была Стена Героев Триполья, на которой в символико-аллегорическом плане изображалось выступление киевских комсомольцев против банд атамана Зеленого. Его кисти принадлежали также росписи в Комсомольском клубе на Шулявке. В трехчастной композиции над лестницей, ведущей на второй этаж, звучала новая, актуальная тогда тема работы и учебы молодежи. В центре художник поместил фигуру юноши, поднявшего над головой раскрытую книгу, слева — молодого токаря за работой, справа — работницу фабрики. Три композиции в зале клуба посвящались вооруженной борьбе за власть Советов. Для росписей З. Ш. Толкачева характерны плакатная публицистичность, непосредственное обращение к зрителю. Он опирался на реальные, взятые из окружающей жизни образы и стремился поднять их до символического звучания. Значительными работами группы киевских художников, выполненными под руководством М. Л. Бойчука, были панно в украинском павильоне на Всероссийской кустарно-промышленной и сельскохозяйственной выставке в Москве, посвященные смычке города и деревни (1923 г.), и галерея портретов выдающихся политических деятелей и ученых в Киевском кооперативном институте (1924 г.){Рубан В. Український радянський портретний живопис. К., 1977, с. 28, 29.}.

Попытки овладеть новой революционной тематикой, отобразить черты советской жизни, выработать принципы художественного творчества, созвучные действительности, заметны в станковой живописи того времени. Острой наблюдательностью, реалистической манерой письма отличаются многие созданные в 20-е годы портреты-типы (например, «Комсомолка» Ф. Г. Кричевского, 1922—1923 гг.), акварельные рисунки, отдельные композиции («В школе ликбеза» В. Ф. Седляра, 1924—1925 гг.). Поиски декоративной и сюжетной выразительности живописи, гармонизация сочных спектральных цветов характерны для творчества А. К. Богомазова. К исторической тематике тяготел И. С. Ижакевич, находившийся под сильным влиянием творчества Т. Г. Шевченко («Хата родителей Т. Г. Шевченко в Кирилловне», 1921 г.; «Катерина», 1925 г.; «Привели к папу», «Право первой ночи», «На панщине», «Торг крепостными» и др.). Историческое прошлое в символико-аллегорической трактовке отразилось в пастелях Е. С. Михайлова («Красный конь», 1921 г.; «Старое и новое», «Плач Ярославны», 1925 г.). В жанре живописного портрета много и успешно работал Ф. Г. Кричевский («Портрет историка искусств профессора Г. Г. Павлуцкого», 1922—1923 гг.; «Автопортрет в свитке», 1923—1924 гг. и др.). К портрету все время тяготел и М. А. Козин, изображая простые крестьянские типы, преимущественно женские («Портрет крестьянки», начало 20-х годов).

В числе лучших пейзажей того времени были «Кручи над Днепром» К. Д. Трохименко (1925 г.). Тонкие, музыкальные по колориту, несколько театральные пейзажи писал Г. П. Светлицкий. В области театральной декорации наиболее плодотворно работали А. Г. Петрицкий и В. Г. Меллер{Вериківська I. М. Художник і сцена. К., 1971, с. 20—24.}.

Существенный вклад внесли киевские художники в развитие украинской графики, в частности станковой гравюры на дереве, литографии, рисунка. Замечательным рисовальщиком был Ф. Г. Кричевский, много и успешно работал в этой области А. К. Богомазов. Последний пробовал свои силы в линогравюре. К рисунку обращался и Е. С. Михайлов (портрет В. И. Ленина, 1924 г.). Последовательным приверженцем ксилографии была С. А. Налепинская-Бойчук, руководившая специальной мастерской в Киевском художественном институте. В середине 20-х годов увлекался гравюрой на дереве и выполнил целый ряд композиций — «Яблочко», «Красная конница», «Всадники», — а также декоративные тарелки «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Мы всех палачей сотрем в порох!», «Я, пролетарий Мамай, берегись меня, буржуй, не трогай» И. И. Падалка. Серию литографий «Ленин — масса» создал после смерти вождя З. Ш. Толкачев. Динамичная композиция, сложные пространственные построения, совмещение разновременных событий создали образ масштабный, пластически выразительный.

Большую роль сыграли киевские художники, особенно ученики и последователи Г. И. Нарбута, в развитии украинской советской книжной графики. А. К. Лозовский (умер в 1922 году) владел мастерством композиции, сдержанной декоративностью цвета, создавал четкие и красивые шрифты. Среди его работ — издание «Украинские народные песни» (1921 г.), станковые портреты В. И. Ленина, Г. С. Сковороды (оба темперой, 1921 г.). Уехавшие после смерти Г. И. Нарбута в Ленинград его ученики продолжали сотрудничать в украинских издательствах, как бы осуществляя практическую связь между ленинградской и киевской школами книжной графики. Особенного изящества в оформлении книги («Кобзарь» Т. Г. Шевченко, 1921 г.; «Первая вязочка бубличков», 1921 г. и др.) достиг М. А. Кирнарский. Среди работ Л. С. Хижинского следует отметить «Ленинскую хрестоматию» (1925 г.). Н. В. Алексеев предпочитал оформление детской литературы (сказки «Воробей и былинка», 1924 г.; «Репка», 1925 г.). В 1924 году в его оформлении вышел «Шевченковский сборник». Весьма плодовитым книжным графиком являлся Е. И. Судомора.

Среди художников-сатириков, работавших в то время в Киеве, были Л. Сидоров, Г. Розе, Же-ни, Малин и др. Они сотрудничали в литературно-сатирическом журнале «Красная звезда», выходившем в 1921—1922 гг. в качестве приложения к газете «Красная Армия», сатирическом антирелигиозном журнале «Богомор» (вышел один номер весной 1923 года) и еженедельном журнале сатиры и юмора «Тиски», издававшемся в январе — мае 1923 года. Ими была создана целая галерея типов: нэпманов, эксплуататоров, спекулянтов, бандитов, самогонщиков и т. п. Тогда же начали свой путь на страницах киевских и центральных газет видные впоследствии карикатуристы К. Г. Агпит-Следзевский, Бе-Ша (Б. М. Шаповал), Самум (С. А. Уманцев).

Живописцы, графики и скульпторы активно овладевали историко-революционной и современной советской тематикой.

Культурное строительство в восстановительный период было органической составной частью социалистического строительства. Оно осуществлялось по плану, разработанному В. И. Лениным, Коммунистической партией. Украинская советская интеллигенция, широкие массы трудящихся, осваивая и критически переосмысливая прогрессивное культурно-творческое наследие дореволюционного прошлого, в условиях братского содружества всех народов СССР создавали новую, социалистическую культуру.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главное меню

Календарь

<Июль 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
182021222324
25262728293031

Поиск

История Киева

Народное образование.

В области просвещения самодержавие, реакционное дворянство и духовенство,…

Революционное движение в годы первой мировой войны

Вступление России в войну сопровождалось взрывом шовинистической пропаганды со…

Борьба за укрепление Советской власти в Киеве на завершающем этапе гражданской войны

В день освобождения города — 16 декабря 1919 года Реввоенсовет 12-й армии…
SEO sprint - максимальная раскрутка сайтов!

Украина моя. 2010-2011.
При использовании материалов сайта гиперссылка на ukrmy.com обязательна.

Р_РєС_аиР_С_РєРёР№ С:Р_С_С'РёР_Р_, С_айС' Р+РчС_РїР>Р°С'Р_Р_, С_Р°С_РєС_С_С'РєР° С_айС'Р° Р+РчС_РїР>Р°С'Р_Р_.