Театр.

Политика Коммунистической партии и Советской власти в области театрального искусства была направлена на сохранение лучших дореволюционных творческих коллективов, на бережное и внимательное отношение к мастерам сцены.
Вместе с тем после хозяйничанья в городе украинских буржуазных националистов и иностранных интервентов положение театральных коллективов усложнилось. Проводились реорганизация театров, перемещение актерских составов, что не могло не сказаться на уровне театральных постановок. Более других обращал на себя внимание в театральной жизни Киева «Молодой театр», возглавляемый А. С. Курбасом. Здесь предпринимались поиски новых форм и средств сценической выразительности, украинские актеры знакомились с историей европейского театра, его сценической практикой, драматургией. Однако идейно-эстетическая платформа «Молодого театра» была нечеткой, художественные принципы довольно эклектичны и не всегда оригинальны. К тому же несколько замкнутый студийно-экспериментальный характер работы препятствовал установлению контактов театра с широким зрителем.

Демократические традиции реалистического украинского театра продолжал возглавляемый П. К. Саксаганским Народный театр (открылся осенью 1918 года в Троицком народном доме. Этот коллектив, куда входили такие известные к тому времени актеры, как Ф. В. Левицкий, Л. П. Линицкая, И. Э. Замычковский, А. П. Затыркевич-Карпинская и другие, ставил пьесы Т. Г. Шевченко, И. К. Карпенко-Карого, М. Л. Кропивницкого, М. П. Старицкого. Впервые на украинской сцене здесь были поставлены также «Разбойники» Ф. Шиллера и «Уриэль Акоста» К. Гуцкова.

28 ноября 1918 года в помещении бывшего кафешантана «Аполло» (на ул. Меринговской) спектаклем «Лесная песня» по пьесе Леси Украинки открылся Государственный украинский драматический театр. Его возглавил режиссер А. Л. Загаров. В состав труппы входили актеры из разных театров Украины и России и начинающая молодежь (А. И. Борисоглебская, И. А. Марьяненко, Л. М. Гаккебуш, И. Э. Замычковский, Г. В. Маринич, Е. Т. Коханенко и др.). На сцене театра в первый же сезон были поставлены «Столпы общества» и «Привидения» Г. Ибсена, «Мирандолина» К. Гольдвни, «Тартюф» Ж. Б. Мольера, «Ткачи» и «Возчик Геншель» Г. Гауптмана.

После восстановления Советской власти в 1919 году все театры, со всем их имуществом, были объявлены национальным достоянием. Впервые в истории театры из частных коммерческих предприятий превращались в культурно-просветительные учреждения государственного значения.

Согласно постановлению Всеукраинского совета искусств, организованного при отделе искусств Наркомпроса УССР, «О национализации киевских театров» (15 марта 1919 года) все театры Киева, имущество, принадлежавшее им, так же, как и имущество частных лиц — костюмерные, библиотеки, парикмахерские, швейные мастерские, бутафория, реквизит и прочее, переходили в государственную собственность. Все артисты, работавшие в момент объявления постановления в киевских театрах, считались по окончании сезона, т. е. с 1 мая того же года, на службе Украинской Советской Республики.

Ряд театров был переименован: Государственный драматический — в Первый театр Украинской Социалистической Советской Республики им. Т. Г. Шевченко, театр «Соловцов» — во Второй театр Украинской Социалистической Советской Республики им. В. И. Ленина, «Молодой театр» — в Первый молодой театр Киевского Совета рабочих депутатов{«Вісті», І919, 15 марта.}. Помещение театра Бергонье передали театру Красной Армии, подчиненному Киевскому губвоенкомату. В детский был реорганизован театр «Кривой Джимми». Комиссаром всех киевских театров был назначен известный режиссер и театральный деятель К. А. Марджанишвили (Марджанов). Руководство театральной жизнью республики возлагалось на Всеукраинский театральный комитет (ВУТЕКОМ), созданный в составе Всеукраинского совета искусств при Наркомпросе Украинской Советской Социалистической Республики.

В становлении социалистического театрального искусства на Украине, в т. ч. и Киеве, огромную роль сыграл подписанный В. И. Лениным декрет СНК РСФСР (август 1919) «Об объединении театрального дела».

Перед театрами встали важнейшие задачи — приблизить искусство к пролетарскому зрителю, проводить агитационно-воспитательную, художественно-просветительную работу в массах. С этой целью проводилась серьезная реорганизация всей творческой работы театральных коллективов. Для улучшения руководства ими избирались советы, в состав которых входили наиболее опытные режиссеры и актеры. Для повышения художественного уровня постановок уменьшалось количество премьер в сезоне. В театрах вводились низкие расценки на билеты, а красноармейцы и рабочие в определенные дни обслуживались бесплатно. Многое делалось для улучшения условий труда и жизни творческих работников. Была ликвидирована частная антреприза, снят театральный налог, всем актерам повышалась зарплата, еженедельно предоставлялся выходной день.

Главной заботой репертуарного отдела Всеукраинского театрального комитета и художественных советов театров являлась разработка репертуарного плана, соответствующего задачам коммунистического воспитания масс. Театральный комитет губнаробраза создал специальную комиссию для контроля за репертуаром и всей творческой деятельностью театров. С целью формирования нового репертуара проводились конкурси на лучшую современную пьесу.

6 апреля 1919 года спектаклем «Царь-голод» Л. Н. Андреева начал работу Театр Красной Армии. Вскоре его репертуар обогатился также произведениями русской и зарубежной классики: «Без вины виноватые» А. Н. Островского, «Медведь», «Предложение» А. П. Чехова, «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина, «Каменный гость», «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина, «Женитьба Фигаро» П. Бомарше и др.

Ярким примером нового прочтения классического произведения явился спектакль Второго театра Украинской Социалистической Советской республики им. В. И. Ленина «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») Лопе де Вега в постановке К. А. Марджанова, премьера которого состоялась 1 мая 1919 года. В нем были заняты лучшие актерские силы театра: В. Л. Юренева, Н. Н. Соснин, С. Л. Кузнецов, Ю. Д. Яковлев, Н. А. Светловидов и др. Утверждение в спектакле темы народа, борющегося против тирании, а также смелая трактовка роли Лауренсии (В. Л. Юренева) как воплощения духа свободолюбия и народного гнева — все это производило необычайно сильное впечатление и находило горячий отклик в сердцах киевского зрителя.

Значительным художественным явлением в театральной жизни Киева этого периода был спектакль Первого театра Украинской Социалистической Советской республики им. Т. Г. Шевченко (с 1927 года Днепропетровский украинский драматический театр им. Т. Г. Шевченко) «Ревизор» Н. В. Гоголя, осуществленный А. Л. Загаровым в лучших реалистических традициях отечественной сцены. В главных ролях выступили А. Л. Загаров, Я. С. Тинский, А. Е. Мещерская, М. X. Пилипенко, В. С. Василько и другие.

В апреле 1919 года Первый театр УССР им. Т. Г. Шевченко объединился с Первым молодым театром Киевского Совета. Этот коллектив возглавили два режиссера — А. Л. Загаров и А. С. Курбас. В ранний период становления украинского советского театра значительным явлением стал спектакль «Гайдамаки» по Т. Г. Шевченко, осуществленный А. С. Курбасом объединенными артистическими силами этих двух театров. Премьера состоялась 11 марта 1920 года в помещении Киевского оперного театра и была посвящена памяти выдающегося украинского поэта. В конце марта 1920 года под руководством А. С. Курбаса создается новый коллектив «Кийдрамте», вскоре выехавший в Белую Церковь.

Великая Октябрьская социалистическая революция явила миру новое, до сих пор неизвестное театральное творчество народных масс. Во всех районах города, на заводах и фабриках, в воинских частях рождались самодеятельные рабочие и красноармейские драматические кружки, на сценах которых ставились революционные агитпьесы. Уже в 20-е годы в Киеве возникли четыре районных рабочих театра — на Куреневке, Демиевке, Подоле, Печерске. Большим успехом пользовался рабочий железнодорожный театр, репертуар которого составляли пьесы А. М. Горького, А. Н. Островского, Леси Украинки, И. К. Карпенко-Карого, А. В. Луначарского. Активную деятельность развернул клуб Первого коммунистического красноармейского полка в помещении бывшего кафешантана «Аполло». Рождалось искусство агитационно-массового театра. Его формами были ораторско-декламационная и символико-пантомимическая части политических митингов, театрализованные «суды», карнавалы и инсценировки; агитационные машины, поезда и пароходы — своеобразные передвижные театры, разные виды кукольного театра («Петрушка», «Красный Вертеп», «Раек») и много других. Известны, например, массовые представления на площадях города на темы: «Коммунизм завоевывает мир», «Интернационал», «Освобождение труда», проведенные в Киеве 1 Мая 1919 года.

Массовые театрализованные зрелища будили творческую инициативу народа, выявляли в его среде драматургов, актеров, режиссеров.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главное меню

Календарь

<Июль 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
192021222324
25262728293031

Поиск

История Киева

Кино.

В начале Великой Отечественной войны кинооператорам-документалистам удалось…

Первые шаги социалистического строительства

С установлением Советской власти начался новый этап в жизни города. После…

Кино.

Большое внимание в годы социалистического строительства уделялось дальнейшему…

Кино.

Украинское советского киноискусство, как и вся социалистическая культура, в…
SEO sprint - максимальная раскрутка сайтов!

Украина моя. 2010-2011.
При использовании материалов сайта гиперссылка на ukrmy.com обязательна.

Р_РєС_аиР_С_РєРёР№ С:Р_С_С'РёР_Р_, С_айС' Р+РчС_РїР>Р°С'Р_Р_, С_Р°С_РєС_С_С'РєР° С_айС'Р° Р+РчС_РїР>Р°С'Р_Р_.