Социально-экономическое развитие Киева

По мере укрепления Киева в качестве политического центра Руси и особенно после того, как он стал столицей раннефеодального Древнерусского государства, происходил интенсивный рост его территории и населения. В Киеве сосредоточивались светские и духовные феодалы и их слуги, сюда стекалось также население из числа беглых холопов и крестьян, искавших спасения от растущей феодальной эксплуатации и поборов.

В черту города включались новые территории, вокруг которых возводились мощные укрепления.

Центральная часть города располагалась на Старокиевской горе. Здесь еще во времена Кия был сооружен «град», занимавший небольшую площадь в 2 га (в районе нынешней территории Государственного исторического музея УССР). Уже ко времени правления Ольги границы древнейшего городка значительно расширились. Во время археологических раскопок к востоку от Десятинной церкви обнаружены фундаменты каменных сооружений, в частности упоминаемого летописью «двора теремного вне града» с каменным дворцом Ольги, построенным до 945 года{Толочко П. П. Древний Киев. К., 1976, о. 26—29.}.

В годы правления Владимира Святославича была возведена новая крепость, известная под названием «города Владимира». Линия ее укреплений проходила от южного края древнего «града Кия» вдоль склонов днепровских гор на восток к оврагу, спускавшемуся на Подол (ныне здесь линия фуникулера), оттуда — в направлении к современной площади Калинина и вдоль улицы Большой Житомирской к склонам в сторону Гончарного оврага. Площадь, окруженная новыми укреплениями, равнялась 10 га. В системе валов детинца Киева конца X в. было несколько ворот. Одни вели на Подол, другие — в сторону Печерска, а третьи — к площади, где впоследствии был сооружен Софийский собор (эти ворота стали называть Софийскими, а после 1240 года — Батыевыми).

Большое строительство на территории Верхнего города было осуществлено при Ярославе Мудром. Укрепляя центральный, стратегически наиболее удобный для сооружения крепости район, Ярослав значительно расширил его. Вал нового города начинался от укреплений «города Владимира», шел на юг до нынешней площади Октябрьской революции, оттуда поворачивал на запад и продолжался по нынешним улицам Малой Подвальной и Ярославов вал, достигая Львовской площади. Здесь он поворачивал на юго-восток и тянулся вдоль склонов горы параллельно нынешней улице Большой Житомирской. Протяженность этого гигантского вала, высота которого вместе с заборолами достигала 16 метров при ширине более 25 метров, составляла 3,5 км. Новая крепость охватывала площадь в 72 га. В город вели трое ворот: Лядские, Львовские и Золотые. Последние являлись парадным въездом в центральную часть города (названы так по аналогии с константинопольскими Золотыми воротами). Внутри новой крепости, кроме величественного собора святой Софии, в честь христианских патронов Ярослава и его жены Ингигерды были сооружены Георгиевский и Ирининский храмы, а также резиденция митрополита, каменный дворец князя. При Ярославе Киев становится одним из крупнейших и красивейших городов того времени, его территория по сравнению с «городом Владимира» возросла более чем в 7 раз. Центр Киева продолжал развиваться и в последующее время. В XI—XII вв. на т. н. Михайловской горе (ныне Владимирская горка) возводятся укрепления и строится ансамбль Дмитриевского монастыря (в т. ч. Михайловский Златоверхий собор), в «городе Владимира» — Федоровский и Андреевский монастыри.

К началу XIII в. центральная часть Киева — Верхний город (или летописная Гора) — занимала площадь в 80 га. К ядру города примыкали посадские районы, крупнейшим из них был Подол (Нижний город). Расположенный между подножием Киевских гор и Днепром, он занимал площадь приблизительно в 200 га. Здесь трудились ювелиры, гончары, косторезы, эмальеры, оружейники, кожевники, кузнецы, корабелы и другие, обеспечивая многотысячный город продукцией ремесленного производства, которая поставлялась также на внутренний и международный рынки. Подол играл важную роль в экономической и социально-политической жизни древнего Киева. Открытия археологов за последние годы, особенно во время прокладки линии Киевского метрополитена, опровергли прежние взгляды на примитивность массовых жилищ киевлян, обитавших якобы в жалких полуземляночных строениях. Раскопки 70-х годов позволили установить, что Подол имел сплошную застройку из добротных домов срубного типа, сложенных из сосновых бревен. Отдельные усадьбы располагались вдоль улиц и переулков и отделялись одна от другой деревянными заборами. Кроме срубных жилых построек, в Киеве имелись и каркасно-столбовые, возводившиеся главным образом в Верхнем городе. В целом массовая городская застройка древнего Киева была наземной и в значительной степени двухэтажной. С северо-запада Подол в XII в. был окружен мощными укреплениями, именуемыми летописью «столпием». В центре Нижнего города, вокруг торговой площади были возведены христианские каменные храмы — Богородицы Пирогощи, Борисоглебская и Михайловская церкви. Заказчиками на строительство их являлись торгово-ремесленные корпорации. Здесь, на берегу Почайны — речной гавани, принимавшей торговые флотилии из разных стран, почти за полвека до принятия Русью христианства построена Ильинская церковь (очевидно, близ главной торговой площади Подола). С северо-запада к центральной части Киева примыкал другой посадский район, именуемый в летописях Копыревым концом. Он располагался за Львовскими воротами и тянулся вдоль горных выступов в направлении Глубочицкого спуска, включая район нынешних улиц Обсерваторной, Смирнова-Ласточкина, Кудрявские склоны. К посадским районам Киева XI—XIII вв. принадлежали также горы Замковая, Детинка, Щекавица. Вокруг центральной части Киева располагались его окраинные районы — монастырские усадьбы (на Печерске и Кирилловских высотах), княжеские села — Предславино (на Лыбеди), Берестово (возле Печерского монастыря), дворы феодальной знати. Центр древнего Киева, его посады и околицы занимали площадь в 360—380 га. Здесь насчитывалось более чем 8 тыс. усадеб и проживало около 50 тыс. человек{Толочко П. П. Киев и Киевская земля в эпоху феодальной раздробленности XII—XIII веков. К., 1980, с. 76—85, 88, 89.}.

Таким образом, древний Киев XI—XIII вв. был одним из крупнейших городов средневековой Европы. По подсчетам ученых, Новгород, например, имел в XIII в. 30 тыс. жителей, столица Англии — Лондон в XI в.— 20, а в XIV в.— 35 тыс. человек, города Ганзейского торгового союза — до 20 тыс. человек каждый{Тихомиров М. Н. Древнерусские города. М„ 1956, с. 139; Бунин А. В. История градостроительного искусства, т. 1. М., 1951, с. 137.}.

В экономической жизни древнего Киева значительное место занимало ремесленное производство. Материалы, убедительно свидетельствующие о высокоразвитом киевском ремесле, впервые были получены в результате раскопок В. В. Хвойки в 1907—1909 гг.{Хвойка В. В. Древние обитатели Среднего Приднепровья и их культура в доисторические времена, с. 7.}. С тех пор в различных частях города исследовано около 50 ремесленных мастерских, обнаружены многочисленные и чрезвычайно интересные находки, позволяющие говорить о Киеве как об одном из наиболее развитых ремесленных центров Руси{Каргер М. К. Древний Киев, т. 1, с. 369—487; Рыбаков Б. А. Ремесло древней Руси, с. 432, 433, 451, 521; Археологія, вып. 26. К., 1978, с. 89—92.}. Здесь работали ремесленники более чем 60 специальностей, и не было в древнерусском ремесле такой отрасли, которой не знали бы киевские мастера. Среди ремесел важнейшим являлось кузнечное, удовлетворявшее нужды огромного города в орудиях труда, оружии, домашней утвари. Структурное изучение железных изделий показывает, что киевские кузнецы владели всеми известными на Руси технологическими приемами обработки черных металлов. О высоком техническом уровне кузнечного ремесла свидетельствует также и широкий ассортимент его продукции. Киевские ремесленники умели мастерски обрабатывать медь, серебро, сплавы. Особой известностью пользовались технически совершенные изделия «златокузнецов». Литье, чеканка, чернь, скань, инкрустация, перегородчатая эмаль — далеко не полный перечень разновидностей техники обработки цветных и драгоценных металлов, в которой киевские ювелиры достигли высокого мастерства. Техника перегородчатой эмали появилась на Руси в X—XI вв., но стала особенно распространенной в XII — начале XIII века.

Одним из интереснейших орнаментальный приемов древнекиевского художественного ремесла было искусство чернения. В этой технике изготовлялись серебряные браслеты, колты, перстни, нагрудные медальоны, бронзовые кресты — энколпионы и другие ювелирные изделия. Сложной технологией приготовления черневой массы (в состав ее входили серебро, красная медь, сера, поташ, бура, соль), а также нанесения ее на изделие киевские мастера, как и ремесленники ряда других древнерусских городов и земель, владели в совершенстве. Большое количество ювелирных изделий древнего Киева выполнено в технике филиграни, или скани, а также тесно связанной с ней технике зерни. Это — трехбусинные серьги киевского типа, лунницы, звездчатые колты, ожерелья, бармы. На небольшой звездчатый колт древние ювелиры могли напаять около 5 тыс. мельчайших колечек и посадить в них столько же зерен серебра.

Уже в это время в Киеве намечается переход от работы на определенного заказчика к изготовлению изделий для продажи на рынке. При раскопках археологи находят многочисленные каменные формочки для отливки колтов и других украшений, которые имитировали дорогие изделия с зернью и сканью. Так, в одной из киевских мастерских изготовлялись и роскошные золотые колты с многоцветной эмалью, и дешевые стеклянные браслеты: между заказами на дорогие колты, которые были не часты, мастер изготавливал для продажи на рынке дешевые украшения{История культуры Древней Руси, т. 1. М.—Л., 1948, с. 122, 174.}.

Высокого уровня достигло стеклоделие. В Киеве изготовлялись оконное стекло, посуда, браслеты, мозаичная масса. Здесь производилась также глазурованная керамика, которая на внутреннем рынке успешно конкурировала с привозной.

Широким ассортиментом и высоким уровнем мастерства отличались изделия киевских керамистов, резчиков по камню и кости, ремесленников других специальностей.

Значительными категориями ремесленников были строители — «древоделы» (плотники), «огородники» (строители крепостных сооружений), «каменосечцы» (каменщики) и др. Именно их трудом возводились укрепления, дворцы и соборы, боярские хоромы и жилища рядовых киевлян. О размахе строительных работ можно судить, например, по сооружению валов «города Ярослава». По приблизительным подсчетам, для возведения этих укреплений понадобилось переместить около 630 тыс. кубометров земли и израсходовать почти 50 тыс. кубометров дубового леса. На строительстве, если оно продолжалось в течение 4 лет, непрерывно и ежедневно должны были трудиться более 1000 человек{Толочко П. П. Древний Киев, с. 57.}.

Согласно источникам, ремесленники работали в княжеских и боярских дворцах, в монастырских усадьбах.

Но большинство их составляли жители ремесленного посада. Целые улицы заселялись ремесленниками одной профессии. В городе известны местности под названием «Гончары» (в районе современной Гончарной улицы), «Кожемяки» (между Старокиевской и Замковой горами). Это позволяет говорить о зарождении в Киеве, как и в других древнерусских городах, объединений ремесленников цехового типа. В «Сказании о Борисе и Глебе» говорится о том, что вышгородскин «старейшина огородников» Ждан-Никола «творяше празднество святому Николе по вся лета», причем на пиры приглашались только члены артели плотников (как и в западноевропейских городах, внешними признаками цехового братства здесь также были религиозные празднества в честь своего патрона и цеховая пирушка). Такие объединения должны были обеспечивать ремесленникам защиту как от конкуренции стекающихся в город крестьян, так и от произвола феодалов.

Наряду с ремеслом в Киеве XI—XIII вв. успешно развивалась торговля. Местами торговых операций служили торги и торжища. Согласно сообщению немецкого епископа Титмара Мерзебургского, в Киеве в начале XI в. насчитывалось восемь рынков{Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей, отд. 2. К., 1974, с. 1, 2.}. Два из них, очевидно основные, упоминаются и в древнерусских летописях. На киевских торжищах можно было купить продукты, большие партии хлеба, ремесленные изделия.

Значительное развитие получил мелкий торг. Долгое время между учеными велась дискуссия о том, как он мог осуществляться при отсутствии мелкой разменной монеты. В XII—XIII вв. денежными единицами были слитки большой стоимости («гривны»), В 1953 году появилась в переводе на испанский язык издавна считавшаяся утраченной, но обнаруженная в мадридской библиотеке рукопись арабского путешественника Абу Хамида из Гренады, побывавшего в русских землях в 1150—1153 гг. и посетившего Киев. Абу Хамид писал в своих записках: «Рассчитываются они (русичи — ред.) между собой старыми беличьими шкурками, на которых нет шерсти, и которые нельзя ни на что использовать никогда, и которые совсем ни на что не годятся. Если же шкурка головы белки и шкурка ее лапок целы, то каждые восемнадцать шкурок стоят по счету (славян) серебряный дирхем... На них покупают любые товары: невольниц и невольников, и золото, и бобров, и другие товары». И далее в записках говорится о том, что связки шкурок по 18 штук становятся деньгами, когда специально назначенные (очевидно, князем) люди на рынке прикрепят к связке на нитке кусочек черного свинца и «припечатают его печаткой, на которой имеется изображение царя», взимая за эту операцию одну шкурку за каждую связку{Путешествие Абу Хамида Ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131—1153 гг.). М., 1971, с. 35. 36, 110—119.}. Использовались на Руси также и арабские, византийские, западноевропейские разменные монеты.

Киев являлся одним из крупнейших центров внутренней торговли. Со всех концов Древней Руси сюда съезжались купцы за товарами. Некоторые из них, в частности новгородские и туровские, имели в Киеве свои торговые дворы, располагавшиеся на Подоле. В ХІ—ХІ II вв. Киев поддерживал торговые отношения со многими странами мира. В летописи часто упоминаются торговые пути — Греческий, Соляной, Залозный. Сюда приезжали купцы из Византии, Скандинавии, Германии, Чехии, Италии и других стран. На международные рынки киевские купцы вывозили пушнину, воск, мед, меха, ремесленные изделия. На Кавказ, в Крым, Польшу, Чехию, скандинавские страны из Киева поступали кресты-энколпионы, серебряные колты, трехбусинные серьги, трубчатые замки, пряслица, поливные писанки.

Немаловажное значение в жизни Киева играло сельскохозяйственное производство. Средневековые города длительное время сохраняли полуаграрный характер, поскольку их жители так или иначе занимались земледелием. В то же время каждый город имел значительную сельскохозяйственную округу, городская знать умножала свои богатства за счет феодальной ренты — дани и других натуральных поборов. Князь, земельная знать, представители старшей дружины, окружавшие княжеский двор, высшее духовенство богатели за счет присвоения значительной доли прибавочного продукта, получаемого путем феодальной эксплуатации сельского населения. Эти богатства поступали не только с Киевской земли и домениальных владений князя, но и в виде дани и даров с удельных княжеств всего Древнерусского государства.

Великокняжеский двор, как явствует из сообщений летописей, владел большими богатствами. Так, в 1068 году восставшие киевляне, изгнав князя Изяслава Ярославича, разделили между собой его имущество, где было «бещисленое множество злата и сребра, и кунами и скорою»{Полное собрание русских летописей, т. 2. Ипатьевская летопись. М., 1962, стб. 161.}. Его брат князь Святослав Ярославич во время переговоров с немецкими послами демонстрировал им свою казну — «бещисленое множество злата и сребра, и паволокъ (шелковых тканей — ред.)»{Там же, стб. 189—190.}.

За счет доходов от феодальных владений складывались и богатства киевских бояр, которые приобретали все большее значение в жизни города. По летописям можно установить более 20 боярских и воеводских фамилий, которые имели в Киеве свои дворы. О размерах богатства феодалов известное представление могут дать клады дорогих ювелирных изделий из золота и серебра, монетных гривен. Таких кладов выявлено около 60. Почти все они найдены в пределах Верхнего города, где проживали высшие слои древнекиевского общества{Толочко П. П. Історична топографія стародавнього Киева. К., 1972, с. 119.}.

Наконец, значительной силой, способствовавшей притоку богатств в Киев, была церковь. Со временем церковь — митрополичья кафедра и монастыри — становится крупнейшим феодальным землевладельцем. Большие доходы церковь имела за счет дарений князей и светских феодалов.

Население древнего Киева было пестрым по своему социальному составу. Огромной массе трудового люда — челяди, ремесленникам, мелким торговцам — противостояла городская аристократия — князья, бояре, высшее духовенство, богатое купечество. Древний Киев представлял собой город контрастов, где роскошь княжеско-боярской верхушки соседствовала с нищетой низов.

Социальная структура киевского общества находила отражение и в социальной топографии древнего Киева. Различные категории населения группировались в разных районах: в Верхнем городе и на окраине жили феодальная знать и обслуживавшая ее челядь, на Подоле и в других посадских районах — преимущественно ремесленники, мелкие торговцы, беднейшие слои населения, в связи с чем эти районы нередко были местом острой классовой борьбы.

Управление городом и Киевской землей князь осуществлял через посадников, тысяцких, тиунов, сотских и других представителей администрации. Важным элементом государственной жизни было вече. Хотя формально оно и являлось народным собранием, однако князья, бояре и зажиточная часть населения направляли его на утверждение желательных для них решений. По сути вече было то послушным придатком верховной власти, то органом, при помощи которого боярская оппозиция сводила счеты с неугодными князьями{Исследования по истории славянских и балканских народов. М., 1972, с. 125—143.}.

На вече влияли постоянное пребывание в городе боярской «чади» (дружины) и вооруженной княжеской «засады» (дворян), а также церковь, представители которой располагали внушительной силой.

Глубокое социально-экономическое расслоение населения, дальнейшее усиление феодальной эксплуатации, постоянные разорения, вызываемые многочисленными междоусобными войнами, обостряли классовую борьбу. В Киеве и в Киевской земле не раз вспыхивали народные восстания против князей и местной аристократии. Первое крупное выступление киевских низов произошло в 1068 году, после того как князь Изяслав Ярославич отказался выдать народу оружие для продолжения борьбы с напавшими на Русь половцами. Восстание приняло такой размах, что Изяслав вынужден был оставить Киев и бежать в Польшу. Восставшие провозгласили киевским князем Всеслава Полоцкого, которого Изяслав заключил в тюрьму. В летописи отмечается также, что восстание распространилось и на окрестные села. Летом 1069 года Изяслав с помощью польского войска, возглавляемого его родственником польским королем Болеславом Храбрым, вернулся в Киев и жестоко расправился с восставшими: «...исѣче кианы..., другыя слѣпиша, другыя же без вины погуби, не испытавъ»{Повесть временных лет, ч. 1, с. 116.}.

В 1113 году в Киеве вновь вспыхнуло восстание, направленное против киевских ростовщиков и княжеской администрации. Оно было подавлено Владимиром Мономахом. Значительные городские волнения, во время которых был убит князь Игорь Ольгович, происходили в 1146—1147 гг. В 1157 году после смерти Юрия Долгорукого народ выступил против бояр и княжеской администрации. На борьбу за свои права киевляне поднимались значительно чаще, чем это отмечено в летописях. Выступления эти были неорганизованными, и нередко правящим феодальным группировкам, постоянно ведущим между собой борьбу за власть, удавалось использовать гнев трудового народа в своих интересах. Однако какие бы формы ни приобретало народное движение, оно всегда носило ярко выраженный классовый характер. Основное его острие было направлено против феодальной эксплуатации, против угнетателей — крупных землевладельцев, ростовщиков, княжеской администрации.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главное меню

Календарь

<Июль 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
111213141516
18192021222324
25262728293031

Поиск

История Киева

Кино.

В начале Великой Отечественной войны кинооператорам-документалистам удалось…

Кино.

Украинское советского киноискусство, как и вся социалистическая культура, в…

Социально-экономическое и политическое развитие

Нашествие Батыя было наиболее трагическим событием в жизни Древней Руси.…

Наука.

Осуществлялись важные мероприятия, направленные на развитие науки и прежде…
SEO sprint - максимальная раскрутка сайтов!

Украина моя. 2010-2011.
При использовании материалов сайта гиперссылка на ukrmy.com обязательна.

Р_РєС_аиР_С_РєРёР№ С:Р_С_С'РёР_Р_, С_айС' Р+РчС_РїР>Р°С'Р_Р_, С_Р°С_РєС_С_С'РєР° С_айС'Р° Р+РчС_РїР>Р°С'Р_Р_.