Архитектура.

В период промышленного капитализма усилились творческие связи русских и украинских архитекторов. Большинство зодчих Украины получало образование в Москве и Петербурге. Многие русские архитекторы выполняли конкурсные и заказные проекты зданий и комплексов для Украины и в частности для Киева.


Развитие промышленности, транспорта, торговли существенно повлияло на формирование общей планировки Киева, на масштабы и темпы его застройки. В связи с постройкой железной дороги в городе появились различные транспортные сооружения. Определялись места расположения промышленных предприятий (возле железной дороги и речной гавани, на Шулявке, Демиевке) и одновременно — жилищ рабочих. Город расширялся преимущественно в южном, западном и северо-западном направлениях. Продолжалась застройка исторически сложившихся Старокиевского района, Печерска и Подола, появились новые кварталы с прямоугольной системой планировки на территориях, примыкавших к Васильковской дороге (теперь улица Красноармейская), Бибиковскому бульвару (ныне бульвар Т. Г. Шевченко) и Большой Дорогожицкой улице (ныне улица Мельникова). В основном сформировался новый торговый центр, ведущая роль в котором принадлежала Крещатику. Крупнейшей городской магистралью стало Брест-Литовское шоссе. Образовались новые улицы и площади, появился ряд новых архитектурных ансамблей, расширилась парковая зона.

Архитектурный облик Киева определялся градостроительной политикой местных органов власти и условиями капиталистической действительности с ее частнособственнической стихией. Сохранялось и усугублялось различие между центром и окраинами города. Сложившаяся типологическая структура архитектуры отражала, с одной стороны, новый этап развития экономики и культуры (фабрично-заводские, транспортные, торговые, банковские сооружения, гимназии, театры, народные дома, музеи и т. д.), а с другой — растущее социальное неравенство населения города. Роскошные особняки буржуазии соседствовали с неблагоустроенными рабочими колониями, доходные дома с многокомнатными комфортабельными квартирами для зажиточных слоев населения — с тесными и темными жилищами для малоимущих. В большой массе киевских новостроек этого периода выделяется ряд произведений архитектуры, воплотивших в себе достижения инженерной мысли и характерные архитектурно-художественные тенденции своего времени. К их числу относятся первый киевский железнодорожный вокзал, сооруженный в 1870 году по проекту архитектора Вишневского с применением готических форм, и крупнейший по тому времени в Европе Дарницкий железнодорожный мост через Днепр, построенный тогда же по проекту инженера А. Е. Струве. В общей композиции Крещатика большую роль играло здание Киевской городской думы, возведенное в необарочных формах в 1876 году по проекту архитектора А. Я. Шилле на Крещатикской площади (ныне площадь Октябрьской революции). Невдалеке от Крещатика по конкурсному проекту московского архитектора Г. П. Бойцова, переработанному киевским архитектором-художником В. В. Городецким, было сооружено с использованием элементов древнегреческого дорического ордера здание Городского музея древностей и искусств (ныне Государственный музей украинского изобразительного искусства УССР по улице Кирова). В т. н. «русско-византийском стиле» на протяжении 1862—1882 гг. строился Владимирский собор. Авторы первоначального проекта — архитекторы И. В. Штром и П. И. Спарро, окончательного — архитектор А. В. Беретти. Особую ценность представляют монументальные росписи, выполненные в соборе крупными мастерами живописи. Простота и ясность пространственных решений характерны для здания купеческого собрания, возведенного в 1882 году по проекту академика архитектуры В. Н. Николаева (ныне здание Украинской государственной филармонии). Он же руководил строительством в 1897—1901 гг. здания оперного театра, которое было сооружено по проекту петербургского архитектора В. А. Шретера в стиле неоренессанса на месте сгоревшего городского театра. На новообразованной Николаевской площади (теперь площадь И. Я. Франко) в 1898 году построено здание театра «Соловцов» (ныне здесь Киевский государственный академический украинский драматический театр им. И. Я. Франко). Авторы проекта — архитекторы Э. П. Брадтман и Г. П. Шлейфер. Благоустроенная площадь с театром, сквером и другими архитектурными объектами стала одним из лучших планировочных узлов Киева. По проектам этих же архитекторов в конце XIX в. велось строительство крупных доходных домов по улице Николаевской (ныне ул. Карла Маркса), являющихся характерными примерами городского жилища с новой, секционной, системой планировки. Крупная новостройка того времени — архитектурный комплекс Киевского политехнического института на Шулявке (создан в 1898—1901 гг. по проекту архитектора И. С. Китнера), отличающийся своеобразным градостроительным решением.

В 1870 году по проекту К. Я. Маевского восстановлен Мариинский дворец, сгоревший еще в 1819 году. Архитектор воссоздал характерные черты архитектурного стиля В. В. Растрелли.

На Софийской площади в 1888 году был открыт памятник Богдану Хмельницкому, сооруженный по проекту известного русского скульптора и графика М. О. Микешина. Это — один из лучших монументов конца XIX в. на Украине, он воспринимается потомками как символ общности исторических судеб, единения украинского и русского народов.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главное меню

Календарь

<Июль 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
192021222324
25262728293031

Поиск

История Киева

Высшая школа.

Осуществлению задач коммунистического строительства подчинена вся деятельность…

Изобразительное искусство.

Под благотворным влиянием творчества блестящей плеяды русских…

Литература.

Важнейшие события периода зрелого социализма находятся в центре внимания…

Культурно-просветительные учреждения.

В послевоенные годы Коммунистическая партия и Советское правительство проявляли…
SEO sprint - максимальная раскрутка сайтов!

Украина моя. 2010-2011.
При использовании материалов сайта гиперссылка на ukrmy.com обязательна.

Р_РєС_аиР_С_РєРёР№ С:Р_С_С'РёР_Р_, С_айС' Р+РчС_РїР>Р°С'Р_Р_, С_Р°С_РєС_С_С'РєР° С_айС'Р° Р+РчС_РїР>Р°С'Р_Р_.