Изобразительное искусство.

В решении важнейших проблем, которыми живет советское общество, активное участие принимают художники. С позиций высокой гражданственности обращаются они к историко-революционной тематике, воспевают героический труд советского человека — строителя коммунизма, раскрывают его богатый внутренний мир.

Произведения, созданные киевскими художниками в 60—70-е годы, характеризуются стремлением к глубокому отображению действительности, утверждению гуманистических идеалов советского общества. В таком направлении работает и талантливый отряд киевских живописцев. Глубоким осмыслением жизни отличаются полотна Т. Н. Яблонской. Художница создала убедительные, масштабные по мысли и поэтические по мироощущению картины «Жизнь идет», «Юность», «Безымянные высоты», «Вечер. Старая Флоренция», «Лен», «Июнь» и серию пейзажных этюдов. Раскрытие общественно значимой темы, поэтическое решение сюжета характерны для творчества Т. И. Голембиевской («С высокой наградой», «Урожай», «Бессмертие»), В. В. Шаталина («Идут дожди»). Сочетанием лирической задушевности с суровой сдержанностью, оригинальностью композиции и тонким ощущением цвета привлекают полотна «Реликвии Бреста» и «Киевский футбол» В. И. Рыжих. Постоянным и настойчивым поиском отличаются его работы в различных жанрах живописи.

Все больше появляется картин киевских художников о трудовых свершениях советского народа. Современный рабочий класс постоянно в поле зрения таких живописцев, как В. М. Черников («На Ленинскую вахту»), М. Г. Вельский («Металлурги Донбасса»), Г. Г. Чернявский (серия «Индустриальная Днепропетровщина»). К этой теме обращались также И. П. Григорьев («Третья смена», «Стройка»), В. А. Реунов («Строители»), В. И. Гурин («Буровики города Комсомольска-на-Днепре») и другие.

О новых поисках в решении производственной темы свидетельствует творчество В. П. Хитрикова, который уже много лет прочно связан с трудовым коллективом завода «Ленинская кузница». В картине «Творчество» художник передает возросший интеллектуальный уровень современного индустриального труда, духовную наполненность внутреннего мира рабочих.

В последние десятилетия создан ряд произведений, в которых с этих же позиций показана жизнь современного колхозного села, среди них — «На рубеже» Г. В. Нечипоренко, диптих «Хлеборобы» М. М. Чепика.

Широтой сюжетно-тематических границ отличаются созданные мастерами живописи картины на историческую тематику. В ней художники черпают идеи патриотизма, интернациональной солидарности, верности революционным традициям. Центральное место принадлежит раскрытию образа В. И. Ленина, рассказу о Великой Октябрьской социалистической революции и событиях гражданской войны, а также о первых годах социалистического строительства («Октябрем рожденные» М. В. Антончика, «Перед Октябрем» Л. И. Чичкана, «Из последнего подполья» Н. А. Хана, «По ленинскому мандату» М. И. Кривенко, «Юрий Коцюбинский у В. И. Ленина» П. А. Басанца, «Президиум Советов» А. М. Лопухова, «В. И. Ленин и Н. К. Крупская среди крестьян Подгалья» В. И. Одайника, «Ночь перед штурмом» И. А. Ковтонюка). Этой же теме посвящены композиции В. В. Шаталина «Этих дней не смолкнет слава», «Земля», «Буденовцы», в которых художник творчески развивает традиции батального жанра. Романтические полотна создали В. В. Полтавец («Червонное казачество», «Гонцы») и М. Г. Дерегус (цикл «Степь»). Драматическое напряжение ситуации и тонко подмеченные приметы времени переданы в полотнах В. А. Чеканюка («За землю, за волю», «Патруль „Авроры“»), Г. С. Васецкого («Хлеб — Петрограду»), А. А. Широкова («Декрет о земле», «Легенда о героях гражданской»).

Значительным событиям в истории советского общества посвящены картины К. Д. Трохименко «IV конференция КП(б)У в Харькове», В. И. Турина «В колхоз», А. Г. Максименко «Так начиналось», М. И. Хмелько «Открытие Днепрогэса», А. А. Туранского «Шаг века».

Проникновенная правда о человеке на войне, о драматических переживаниях, мужестве и героизме с огромной силой прозвучала в полотнах В. Г. Пузырькова («Выстояли», «У родного порога»), Г. С. Васецкого («Отцы наши», «Опаленное детство», «Киев в ноябре 1943 года»), А. Г. Будникова («Клятва гвардейцев»), В. И. Одайника («За каждую пядь родной земли»). О безмерном горе, принесенном войной, рассказали, создав возвышенно трагедийные образы, А. А. Пламеницкий («Незабываемое. 1943 год»), Н. Я. Марченко («Думы матерей»).

Бодрое, оптимистическое настроение пронизывает полотна Г. С. Мелихова, запечатлевшего радость победного продвижения советских войск на запад и освобождения родной земли от врагов («На родной Украине», «Фронтовая весна»), В. И. Одайника («Ватутинцы»). В картинах А. М. Лопухова показаны и суровый трагизм («Война»), и радостное победное ликование советских воинов у Бранденбургских ворот («Победа»). О боевых подвигах украинских партизан повествуют полотна «Идет война народная», «Это — наша молодость» А. М. Артамонова, «Партизаны» В. А. Чеканюка. Наполнены глубокими раздумьями о лихолетье Великой Отечественной войны картины В. Ф. Задорожного «На месте былых сражений», В. И. Турина «А лен цветет», Н. Я. Марченко «Никто не забыт», «Сынок!».

Многогранно, полно и поэтично отражалась в изобразительном искусстве шевченковская тематика (картины В. Н. Югая «В свободную минуту» и «Единая судьба», Г. С. Мелихова «Возвращение Т. Г. Шевченко из ссылки», Д. И. Безуглого «Т. Г. Шевченко в ссылке»). Как бы навеянные поэзией Т. Г. Шевченко, созданы произведения о героических страницах прошлого родины — картины М. И. Кривенко «Клокотала Украина, долго клокотала...», В. В. Полтавца «Колиивщина», Л. П. Ходченко «Устим Кармелюк», А. М. Лопухова «Вольница».

Характерной особенностью творчества киевских художников на современном этапе является повышение в нем удельного веса таких жанров, как портрет, пейзаж, натюрморт. Много и успешно над портретом работал С. А. Григорьев. Содержательностью, композиционной целостностью и живописной красотой отличаются его портреты деятелей украинской культуры — художницы Т. Н. Голембиевской, писателей П. И. Панча, А. В. Головко, А. С. Малышко, П. М. Усенко.

Значительное место в творчестве мастеров кисти занимает композиционный портрет-картина: «Уборка льна» (портрет звеньевой П. Сыроватко) В. И. Зарецкого, «Хозяин родной земли» (портрет председателя колхоза дважды Героя Социалистического Труда Ф. А. Желюка) М. В. Антончика, а также композиционные портреты художников А. М. Артамонова, М. Г. Дерегуса, Г. П. Кальченко, работы Д. З. Шостака. Лаконично и глубоко содержательно создал образы хирурга Н. М. Амосова и Радика Руднева Г. А. Небожатко. Умением глубоко раскрыть внутренний мир человека привлекают произведения В. Г. Выродовой-Готье — «Портрет композитора Л. Н. Ревуцкого» и «Портрет мастера народного творчества М. А. Примаченко», К. А. Крылова — портреты передовых людей завода «Арсенал» им. В. И. Ленина Героев Социалистического Труда В. П. Щербины и А. А. Донченко. Новые грани творчества А. А. Шовкуненко, С. Ф. Шишко, Н. П. Глущенко раскрылись в их пейзажах и натюрмортах. Художники уделяют большое внимание поискам композиционной выразительности, смело вплетают в сюжетную ткань пейзажа черты современности. Этими особенностями характеризуются и серии пейзажей Г. Г. Чернявского — «По ленинским местам», Я. А. Мациевской — «По Дальнему Востоку» и «По ленинским местам». Лирической одухотворенностью отличаются пейзажи Е. Н. Яблонской, С. Л. Кошевого, Г. В. Бони, М. Н. Романишина, А. Н. Захарчука, В. И. Непийпиво. С глубоким пониманием окружающей человека предметной среды написаны натюрморты А. Т. Бизюкова, В. Д. Чегодара, Г. А. Неледвы, В. И. Турина. Новые качества в последние десятилетия приобрела графика. Значительно раздвинули границы индустриальной тематики, углубили ее решение В. В. Панфилов («На стройках семилетки», «Комсомол строит»), В. А. Новиковский («О людях труда», «Кораблестроители»), Г. Н. Вербицкий («Индустриальный Жданов», «Мой Киев»). С тонким ощущением пульса времени создана серия рисунков А. Ф. Фищенко «Ильичевский морской порт».

Весомый вклад внесли художники-графики в разработку историко-революционной тематики. Многие из них обращались к образу В. И. Ленина. Серии линогравюр создали В. И. Касиян («В. И. Ленин и народ»), Г. В. Малаков («Ленин за границей»), М. М. Чепик («По ленинским местам»), Г. Г. Чернявский («Ленинские места в Уфе»). Среди произведений графики на историко-революционную тему привлекают внимание серии гравюр Н. А. Родина «Великая Октябрьская социалистическая революция», «Мы — советские люди» и другие.

Значительных успехов добились киевские графики в работах, посвященных жизни и творчеству Т. Г. Шевченко. Среди них серии — «Судьба женщины в произведениях Т. Г. Шевченко» Н. И. Лопуховой, «По мотивам творчества Т. Г. Шевченко» В. С. Куткина.

Глубокие по мысли и совершенные по мастерству произведения создал А. Г. Данченко — серии офортов «Народные герои Украины», «Аджимушкай», иллюстративные циклы к книге Д. Рида «10 дней, которые потрясли мир» и др. Пять его композиций, составляющих серию «Корюковка. 1 марта 1943 года» («Утро», «День», «Мать», «Вечер», «Ночь»),— словно выхваченные из пожара обгоревшие клочки бумаги, на которых изображены сцены зверств фашистских оккупантов на советской земле.

Тема Великой Отечественной войны широко отражена в творчестве Н. И. Лопуховой — автора серии экспрессивных литографских композиций («1941 год», «Горе войны», «На фашистскую каторгу», «Возвращение»). Этой же теме посвящен ряд произведений Н. Т. Попова (серия «Годы оккупации»). Мастерами лирического пейзажа являются А. Ф. Фищенко, Г. П. Полевой, П. Я. Куценко. Их работы, в т. ч. и посвященные Киеву, отличаются изысканным графическим и цветовым решением, лирическим настроением. Работающий преимущественно в акварели В. Ф. Голованов наряду с пейзажами создает сюжетные композиции, портреты, черпая для них материал из поездок по всей стране («По городам и селам Украины», «По социалистической Туве», «По Азербайджану» и другие). К ним примыкают различные по сюжету, по манере исполнения графические серии Б. Л. Тулина «Юность Заполярья» и А. В. Чебыкина «Мир», «Дальний Восток», «Человек и космос», объединенные чувством любви к Родине, к советскому человеку — труженику и созидателю. В графических листах Б. Л. Тулина, Н. Н. Гроха и других все чаще изображаются природа и жизнь зарубежных стран.

Духовные богатства народа, таящиеся в его обычаях, просто и поэтично раскрывают в своих работах М. Г. Дерегус («Ветреный день», «На водопой», «Вечер»),

A. И. Губарев («Народные баллады Закарпатья», «Украинские песни о любви», «По Енисею»), В. С. Куткин (триптих «Толока»).

Книжная графика киевских мастеров отличается разнообразием стилистических и образных решений, тонким проникновением в поэтическую сущность литературного произведения. Среди наиболее значительных — иллюстрации А. Д. Базилевича к юбилейному изданию «Энеиды» И. П. Котляревского, повести «Семья Кайдаша» И. С. Нечуя-Левицкого, Г. В. Якутовича к драмам И. А. Кочерги «Ярослав Мудрый», «Свадьба Свички», повестям М. М. Коцюбинского «Тени забытых предков», И. Я. Франко «Захар Беркут», а также к памятникам древнерусской письменности — «Повести временных лет» и «Слову о полку Игореве», В. Я. Чебаника к драме Леси Украинки «Каменный властелин», B. Г. Литвиненко — к сборникам украинских народных сказок, Г. С. Зубковского — к сборнику «Казацкие песни».

Значительными произведениями книжной графики стали иллюстрации к украинской советской прозе — И. М. Селиванова к роману Ю. И. Яновского «Всадники», А. И. Ивахненко к киноповести А. П. Довженко «Зачарованная Десна», В. И. Лопаты к роману А. Т. Гончара «Таврия», В. Я. Чебаника — к «Пьесам» A. Е. Корнейчука. Творческим успехом художника B. Е. Савадова стали иллюстрации к книгам воспоминаний Л. И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение», «Целина».

Опираясь на огромный стилистический и образный арсенал народного искусства, талантливо интерпретируют литературные образы в книжной графике В. И. Юрчишин, В. Е. Перевальский. Успехи молодого графика С. Г. Якутовича в области книжной иллюстрации отмечены Всесоюзной премией Ленинского комсомола 1981 года.

Плакатное искусство представлено творчеством как художников старшего поколения (И. М. Кружкова, И. Ф. Дзюбана, А. В. Вороны и других), так и тех, кто начал свой творческий путь в 60-е годы — Т. А. Лящука, Ф. Т. Глущука, Г. Т. Кисляковой, Ю. П. Мохора, О. К. Терентьева. Обращение к достижениям плакатного искусства времен гражданской и Великой Отечественной войн придало плакату 60—70-х годов большую выразительность, остроту и динамичность. Наиболее характерными произведениями являются плакаты «Помним» Г. Т. Кисляковой, «За власть Советскую!» Ф. Т. Глущука, «Советская славная Украина, будь прославлена из рода в род» Т. А. Лящука, «Мой труд вливается в труд моей республики» Ю. П. Мохора.

С чувством высокой ответственности киевские плакатисты работают над отображением руководящей роли КПСС в жизни советского народа в условиях развитого социализма. Важное место в их творчестве занимают темы подвига советских людей в Великой Отечественной войне, борьбы за мир. Развитие сатирической графики связано с деятельностью мастерских «Агитплаката», где трудятся В. Н. Решетов, Е. Л. Кудряшов, В. А. Пащенко; совершенствуется мастерство художников-карикатуристов, работающих в журнале «Перец» (В. Ф. Зелинский, В. В. Василенко, С. И. Герасимчук).

Успешно развивается творчество художников театра. В Киеве начался творческий путь известного советского сценографа Д. Л. Боровского («Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, «Большевики» М. Ф. Шатрова и др.). Тонким и глубоко метафоричным воспроизведением сценической среды отличаются спектакли Д. Д. Лидера по пьесам «Ярослав Мудрый» И. А. Кочерги, «Верность» и «Такое долгое, долгое лето» Н. Я. Зарудного, «В ночь лунного затмения» М. Карима, «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука.

В художественном оформлении, спектаклей музыкальных, театров все большее значение приобретает связь пластического образа с музыкальным. Показательным в этом отношении является творчество Ф. Ф. Нирода, создавшего декорации к операм «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили, «Арсенал» Г. И. Майбороды, балетам «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, «Спартак» А. И. Хачатуряна.

Достижения в области кинодекорации связаны с именами художников А. В. Бобровникова («Сердце Бонивура»), В. В. Мигулько («Почтовый роман», «Рожденная революцией»), Г. В. Якутовича («Захар Беркут»), Г. М. Прокопца («Аты-баты, шли солдаты»), А. Т. Добролежи («Искупление чужих грехов», «Путь на Софию»). Заметны и достижения художников в создании мультипликационных фильмов (Р. Ф. Сахалтуев, Ю. А. Скирда, Р. С. Адамович и другие).

Больших успехов в последние десятилетия добились скульпторы. Ими созданы многочисленные монументы, установленные как в столице Украины, так и в других городах республики и за ее пределами, скульптурные портреты и тематические композиции.

Плодотворно трудились мастера пластики над сложным и ответственным заданием увековечения памяти вождя Коммунистической партии, основателя первого в мире Советского государства В. И. Ленина. Величественные памятники вождю установлены в Харькове (скульпторы М. К. Вронский, А. П. Олейник, архитектор А. А. Сидоренко), в Запорожье (скульпторы М. Г. Лысенко, Н. М. Суходолов, архитекторы Б. И. Приймак и В. Е. Ладный). В памятниках В. И. Ленину все сильнее проявляется внутренняя одухотворенность образа, достигаемая пластической обобщенностью формы, выразительностью сдержанного жеста. Такими чертами характеризуются памятники В. И. Ленину скульптора Э. М. Кунцевича в Донецке (архитекторы Н. К. Иванченко и В. Н. Иванченков), А. Е. Белостоцкого в Чернигове (архитектор В. М. Устинов) и Корсунь-Шевченковском (архитектор А. Ф. Игнащенко).

В канун 60-летнего юбилея Советской власти в Киеве на площади Октябрьской революции открыт монумент в честь Великого Октября. Скульпторы В. З. Бородай, В. И. Зноба, И. С. Зноба, архитекторы А. И. Малиновский и П. М. Скибицкий создали впечатляющую композицию, выражающую величие В. И. Ленина как вождя народных масс, поднявшихся на штурм старого мира. Среди монументальных произведений, увековечивающих революционное прошлое трудящихся Киева,— памятники участникам Январского вооруженного восстания 1918 года (скульпторы В. П. Винайкин, В. В. Климов, архитектор В. Г. Гнездилов) и героическому экипажу броненосца «Таращанец» (скульптор В. И. Зноба, архитектор Е. А. Пыльник). Успешно работают над образом В. И. Ленина и мастера станковой скульптуры. Портреты вождя мирового пролетариата созданы А. П. Скобликовым, А. А. Ковалевым, М. К. Вронским. Значителен вклад в скульптурную Лениниану молодых скульпторов В. А. Чепелика («Братья Ульяновы»), А. В. Шлапака («Апрель 1917»).

Значительное место в монументальной скульптуре занимают памятники, мемориальные комплексы, посвященные событиям и героям Великой Отечественной войны. При всем разнообразии пластических и планировочных решений они имеют общую эмоциональную окраску, наполнены драматизмом, иногда патетикой, но чаще — сдержанной скорбью. В Дарнице установлен монумент в память о зверски замученных гитлеровскими захватчиками в концентрационном лагере советских гражданах, солдатах и офицерах Красной Армии, оказавшихся в плену (скульптор В. И. Зноба, архитектор А. И. Малиновский). На привокзальной площади у станции Дарница установлен памятник советским гражданам и военнопленным, погибшим во время оккупации Киева в 1941—1943 гг. (скульпторы В. П. Винайкин и В. В. Гречаник, архитектор К. А. Сидоров). Памятник жертвам фашистского террора открыт в парке на Сырецком жилом массиве. Надпись на памятной плите гласит: «Здесь в 1941—1943 годах немецко-фашистскими захватчиками было расстреляно свыше ста тысяч граждан города Киева и военнопленных». Авторы памятника — скульпторы М. Г. Лысенко, Б. М. Лысенко, В. В. Сухенко, А. П. Витрык, архитекторы А. Ф. Игнащенко, П. К. Иванченко, В. Н. Иванченков. На набережной Днепра сооружен памятник морякам героической Днепровской военной флотилии (скульпторы М. К. Вронский и А. П. Скобликов, архитектор И. С. Ланько).

Органическим единством пластических и архитектурных элементов отличаются памятники героям партизанского соединения С. А. Ковпака в городе Яремче Ивано-Франковской области (скульптор В. З. Бородай, архитекторы А. Ф. Игнащенко и С. П. Тутученко), в честь освобождения от гитлеровских захватчиков украинских земель («Украина — освободителям») на советско-чехословацкой границе возле Ужгорода (скульпторы В. И. Зноба и И. С. Зноба, архитекторы А. А. Сницарев и О. К. Стукалов), советским воинам, погибшим при освобождении города Хмельницкого (скульпторы М. Я. Грицюк, Ю. Л. Синькевич, архитектор А. А. Сницарев). Широта замысла и пространственное решение сложной композиции свойственны мемориальному ансамблю в урочище Шумейково на Полтавщине (скульпторы А. Е. Белостоцкий и В. П. Винайкин, архитекторы Т. Г. Довженко и К. А. Сидоров), композиции «Холм Славы» в Черкассах (скульпторы Г. Н. Кальченко, Э. М. Кунцевич, Б. П. Микитенко, архитекторы A. Ф. Игнащенко и А. С. Ренькас), памятнику жертвам фашизма в селе Кортелесы Волынской области (скульпторы А. П. Олейник и Н. А. Олейник, архитектор А. Д. Корнеев), монументам Партизанской славы на привокзальной площади в Сумах (скульптор B. Ф. Никончук, архитекторы С. П. Тутученко, А. И. Дейнека), советским воинам — освободителям Донбасса на Саур-Могиле (скульпторы И. С. Горовой, К. А. Кузнецов, Ф. А. Коцюбинский, архитектор А. Ф. Игнащенко, И. Л. Козлинер, М. И. Патипако), Вечной Славы в Луцке (скульптор М. К. Вронский, архитектор В. Г. Гнездилов) и в Житомире (скульпторы И. А. Коломиец, Г. Я. Хусид, архитекторы А. Ф. Игнащенко, И. Н. Иванов), Дружбы народов в селе Сеньковке на Черниговщине (скульпторы Б. Е. Климушко, Е. Е. Горбань, архитектор Л. Д. Стукачев).

На протяжении последних десятилетий скульпторы создали ряд значительных памятников, посвященных выдающимся деятелям отечественной культуры. Проникновенным лиризмом характеристики и тонкой пластической интерпретацией отличаются бронзовые монументы А. С. Пушкина в парке, носящем имя поэта, и Н. В. Лысенко у театра оперы и балета (авторы обоих памятников — скульптор А. А. Ковалев и архитектор В. Г. Гнездилов). Итогом многолетней работы Г. Н. Кальченко над образом Леси Украинки явился памятник поэтессе на бульваре ее имени (архитектор А. Ф. Игнащенко). Г. Н. Кальченко создала памятник И. П. Котляревскому, отличающийся единым образным решением бюста и постамента, обогащенного сюжетными и орнаментальными мотивами (архитектор А. Ф. Игнащенко).

О значительных успехах киевских скульпторов свидетельствуют памятники Т. Г. Шевченко в Москве (скульпторы М. Я. Грицюк, Ю. Л. Синькевич, А. С. Фуженко, архитекторы А. А. Сницарев, Ю. А. Чеканюк) и в Арров-парке в США (скульптор В. З. Бородай, архитектор А. Ф. Игнащенко), А. С. Пушкину в Арров-парке в США (скульптор А. А. Ковалев, архитектор A. Ф. Игнащенко), славному сыну украинского народа, герою французского Движения Сопротивления В. В. Порику на кладбище в Энен-Льетари во Франции (скульпторы В. И. Зноба и Г. Н. Кальченко, архитектор А. Ф. Игнащенко), польскому революционеру Людвику Варинскому в селе Мартыновке на Черкасщине (скульптор А. П. Скобликов, архитектор И. С. Ланько).

В изображении конкретных лиц и в обобщенных образах скульпторы стремятся отобразить лучшие черты советских людей. Мастерство М. Г. Лысенко наиболее полно раскрылось в таких работах, как портреты актера И. А. Марьяненко и Героя Социалистического Труда Д. И. Палагечи. Масштабность творческой личности композитора Л. Н. Ревуцкого и художника B. И. Касияна передал В. З. Бородай. Портреты писательниц О. Ю. Кобылянской и В. Л. Василевской, народной художницы Е. В. Белокур воплотила в мраморе Г. Н. Кальченко. Целую скульптурную галерею деятелей украинской науки и культуры создал А. П. Скобликов — портреты академиков В. И. Вернадского и Б. Е. Патона, писателя П. А. Загребельного, живописца В. И. Турина, Героя Социалистического Труда И. И. Бушмы и других. Значительное развитие получили и тематические композиции. Тяготеющая к народным истокам скульптор И. А. Коломиец создала многофигурные композиции «Митинг в Корюковке», «Листовка». Успехи художницы особенно заметны в ее оригинальной работе «Хлеб — фронту». О достижениях в поиске пластической выразительности свидетельствуют композиции В. М. Клокова («Усть-Илим», «Девочка с рысью»), О. Л. Синькевича («Солидарность», «Трудовая победа»), В. А. Миненко («Мир») и другие. Ряд глубоко жизненных образов создал скульптор М. Я. Грицюк («Таня», «Портрет Оли», портреты выдающихся деятелей культуры и искусства). Поиски философски значительного образа свойственны творчеству A. В. Куща (скульптурные группы «К солнцу», «Мир нам, весне и песням», «К звездам»).

К теме труда обращаются А. Е. Белостоцкий («Отцы и дети», «Монтажник», «Металлурги»), Е. Е. Горбань («Строители»), О. Б. Косткевич («Монтажница»), B. А. Чепелик («Высотники») и другие скульпторы.

Интенсивно развивалось в последние десятилетия монументально-декоративное искусство, тесно связанное с сооружением большого числа общественных зданий. Совместная работа художников-монументалистов и архитекторов подчинена задаче комплексного проектирования среды, воплощению единой идейно-художественной градостроительной концепции (монументально-декоративное решение жилых массивов Березняки, Виноградарь, Комсомольский). Яркой творческой индивидуальностью отличаются киевские монументалисты Г. Д. Довженко, В. И. Бондаренко, С. А. Кириченко, И. С. Литовченко, В. П. Ламах, Э. И. Котков, В. М. Прядка, Н. А. Стороженко, В. И. Зарецкий, В. Ф. Задорожный, Ю. И. Андрущенко, А. В. Гайдамака, В. И. Пасивенко и многие другие. Созданные ими произведения украшают многочисленные новостройки Киева и других городов республики.

Образной емкостью и эпической широтой отличается, в частности, оформление аэропорта «Борисполь», выполненное Э. И. Котковым, В. П. Ламахом и И. С. Литовченко, где выделяются панно «Икар», посвященное теме покорения человеком воздушной стихии, и мозаичная композиция «Мир, труд, счастье». В монументально-декоративных решениях гостиницы «Мир» (художники А. В. Гайдамака, Л. В. Мищенко, архитекторы В. И. Гопкало, В. М. Гречина), олимпийских объектов (художники Э. И. Котков, В. Ф. Задорожный) достигнуто гармоничное единство архитектурно-пластического образа.

На арсенал народного декоративного искусства опираются в своем творчестве монументалисты С. А. Кириченко и П. Г. Клейн. Их мозаичные панно «Кобзарь» и «Наша дума, наша песня» украшают вестибюль Киевского государственного музея Т. Г. Шевченко. Эти же художники (при участии Р. С. Кириченко) выполнили из цветной керамики большое панно «Давид Гурамишвили» на здании лечебного корпуса санатория «Миргород» в Миргороде, а также пять композиций (в этом же санатории), посвященных теме «Н. В. Гоголь и Украина».

Среди других монументальных работ привлекают внимание витражи «Народная песня» во дворце культуры в Кременчуге, «Берегите, люди, землю» во дворце культуры в Белой Церкви, а также комплексное оформление административного и культурного центра села Калиты Броварского района Киевской области, выполненные В. Ф. Задорожный, росписи Н. А. Стороженко в Главном корпусе Института физики АН УССР в Киеве, посвященные истории науки на Украине, «Знамя победы» в музее «Молодая гвардия» в Краснодоне В. И. Зарецкого и В. Г. Смирнова. Комплексность и синтетичность характерны для оформления Государственного музея книги и книгопечатания Украинской ССР, гостиниц «Киев» и «Русь», новых зданий политехнического института. Оригинальным пространственно-пластическим решением отличается грандиозный Мемориальный комплекс «Украинский государственный музей истории Великой Отечественной войны 1941— 1945 годов». В его создании и оформлении приняли участие многие видные русские и украинские мастера: Е. В. Вучетич, В. З. Бородай, Ф. М. Сагоян, В. В. Швецов, А. Е. Белостоцкий, А. П. Скобликов, В. И. Зноба, Н. В. Овечкин, С. А Кириченко, Н. Г. Клейн, В. И. Одайник, В. А. Мягков и другие.

С конца 60-х годов все более широкое распространение получают работы монументалистов в типовой архитектуре школ. В панно киевской школы № 141 (художник Ю. И. Андрущенко), керамических сюжетных рельефах в школе № 159 (художник В. М. Прядка) достигается согласованность живописных, пластических и архитектурных средств выражения.

В изделиях всех видов декоративно-прикладного искусства последних десятилетий наблюдается приверженность к ансамблевым и тематическим решениям, максимальному выявлению выразительных возможностей материала.

Значительных достижений добились киевские мастера художественного стекла. Используя пластику, фактуру, своеобразное преломление цвета и света в материале, свободную гутную обработку или алмазную грань, матовую гравировку на больших плоскостях, они создают декоративно-тематические композиции (А. Г. Балабин — «Украинские казаки», «Аврора»), пластически и сюжетно объединенные наборы (Т. А. Московка — «Праздник труда», набор ваз «Комсомольцы 20-х годов», И. Г. Аполлонов — штофы «Красные птицы»), отдельные тематически решенные сосуды (Л. М. Митяева — ваза «Киев», О. И. Гущин — штоф «Казак Мамай»).

Новые значительные в идейно-тематическом отношении произведения создали мастера гобелена. Наряду с сюжетной основой в них больше внимания уделяется ритмике, цвету, общему декоративному звучанию, гобелен стал монументально-декоративной принадлежностью общественного интерьера. Среди работ последнего времени выделяются «Марш Октября» В. В. Василенко, «Вечный огонь», «Берегите планету Земля», «Память» Л. Е. Жоголь, «Ленин с нами» И. С. и М. Т. Литовченко, «Рассвет революции» В. М. Прядки и Е. И. Владимировой, «Лето» и «Чернобривцы» О. Л. Машкевича.

Интересные образные решения с органичным использованием народных традиций все чаще встречаются в художественном ткачестве как индивидуальном (ткани «Радость труда» и «Славься, Отчизна» А. И. Верес, рушник «Красная гвоздика» и панно «Слава Октябрю» С. Г. Нечипоренко), так и промышленном (работы художниц Н. П. Грибань, Н. И. Ищенко, Т. Ф. Потеряйло и других). В последние годы в Киеве успешно развивается искусство вышивки. Лучшие народные традиции продолжают Н. Я. Гречановская, В. Е. Чубченко, М. Т. Скопич, О. И. Юрас.

Уровень достижений в художественной керамике по-прежнему определяют монументально-декоративные фигурные сосуды Д. Ф. Головко, скульптурные композиции Ф. И. Олексеенко, декоративные тарели Н. И. Федоровой и А. Г. Шарай.

В фарфоре и декоративной росписи, как и на предыдущем этапе, работают художники, развивающие традиции петриковских мастеров. Замечательны достижения М. К. Тимченко и И. С. Скицюк, В. И. Павленко и Г. И. Черниченко. Ярким самобытным талантом отмечен целый ряд декоративных композиций Е. Ф. Мироновой.

Большую организационно-творческую работу проводит Союз художников Украины. В 1969 году его наиболее многочисленное Киевское отделение оформилось в Киевскую организацию, объединявшую на 1 декабря 1981 года 907 художников и искусствоведов столицы Украинской ССР.

В 60—70-е годы Союзом художников Украины при активном участии Киевской организации проведены крупные республиканские выставки, приуроченные к 50-летию и 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции, к 100-летию и 110-летию со дня рождения В. И. Ленина, 30-летию и 35-летию Победы советского народа над фашистской Германией, к XXIII, XXIV, XXV и XXVI съездам КПСС, к 60-летию Советских Вооруженных Сил, ВЛКСМ, ленинского плана монументальной пропаганды и многие другие.

Большой резонанс в культурной жизни города получили республиканские экспозиции, посвященные 100-летию со дня смерти и 150-летию со дня рождения Т. Г. Шевченко, 100-летию со дня рождения Леси Украинки. Широкой популярностью пользовались выставки-отчеты о работе художников на стройках пятилеток, тематические выставки — «Киев —: столица Советской Украины», «Лениниана украинских советских художников», «Наш советский образ жизни», «Я люблю тебя, жизнь!». Упрочилась традиция экспонирования произведений отдельных видов искусства, проведение молодежных выставок — республиканских и групповых, отчетов художников — участников Великой Отечественной войны, мастеров изобразительного искусства — женщин, приуроченные ко Дню Победы, 8 Марта. В годы десятой пятилетки художники Киева приняли участие в 104 выставках, показали свыше 10 тыс. произведений. Центром художественной жизни Киева стал сооруженный в 1977 году Дом художника. В городе имеются также постоянно действующие выставочный павильон Министерства культуры УССР, два выставочных зала Союза художников Украины. Кроме больших республиканских, групповых и персональных выставок, в которых экспонируют свои произведения художники Киева, здесь проводятся творческие отчеты мастеров из областей УССР, устраиваются экспозиции художников разных республик Советского Союза. Только в последние годы были организованы выставки произведений мастеров Азербайджанской и Белорусской ССР, персональные — народных художников Армянской ССР Акопа Акопяна и Саркиса Мурадяна. Настоящим праздником дружбы украинского и русского народов стали выставки украинского изобразительного искусства в Москве и русского в Киеве, приуроченные к 325-летию воссоединения Украины с Россией. Произведения украинских советских художников, в том числе киевлян, систематически экспонируются на всесоюзных выставках в Москве, других городах Советского Союза, во многих странах мира. Творческая деятельность украинских художников, в т. ч. киевских, становилась предметом серьезного обсуждения на республиканских III—VII съездах художников, состоявшихся в 1962, 1968, 1973, 1977 и 1982 годах. Глубокому анализу подвергались произведения живописцев, графиков, сценографов, плакатистов, скульпторов, художников монументального и декоративно-прикладного искусства, а также работы искусствоведов и критиков. На съездах намечались пути решения важнейших проблем развития искусства, определялись задачи мастеров кисти и резца в коммунистическом строительстве, в создании актуальных, глубоко идейных и высокохудожественных произведений, утверждающих правду жизни, раскрывающих богатый внутренний мир советского человека. В работе съездов принимали участие художники Москвы, братских республик Советского Союза.

Современное изобразительное искусство Киева широко освещается в журнале «Образотворче мистецтво», газете «Культура і життя», а также на страницах республиканских литературных и общественно-политических журналов.

Над важнейшей проблематикой творческого процесса работают искусствоведы города и в первую очередь ученые отдела изобразительного искусства Института искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Ф. Рыльского АН УССР.

Высокой оценкой достижений киевских художников явилось присвоение им почетных званий, избрание действительными членами и членами-корреспондентами Академии художеств СССР. Звание Героя Социалистического Труда присвоено В. И. Касияну, народного художника СССР — М. Г. Дерегусу, Ф. Ф. Нироду, С. А. Григорьеву, С. Ф. Шишко, Н. П. Глушенко, В. Г. Пузырькову, М. Г. Лысенко, В. З. Бородаю, A. А. Ковалеву. Действительными членами Академии художеств СССР избраны В. З. Бородай, Т. Н. Яблонская, М. Г. Лысенко, членами-корреспондентами — B. Н. Костецкий, А. М. Лопухов, В. В. Шаталин. Г. С. Мелихов, действительным членом международной Академии керамики в Женеве — Д. Ф. Головко. Лауреатом Государственной премии СССР стала Т. Н. Яблонская, лауреатами Государственной премии Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко — В. Н. Борисенко, А. И. Верес, Н. П. Глущенко, М. Г. Дерегус, Г. Н. Кальченко, А. А. Ковалев, М. А. Примаченко, В. Г. Пузырьков, К. Д. Трохименко, Г. Г. Чернявский, А. М. Лопухов, С. Ф. Шишко. В Киеве трудятся 7 народных художников СССР и 20 народных художников УССР.

Деятели изобразительного искусства Киева, осознавая ответственность перед своим пародом, стремятся создавать произведения, в которых на основе идейного и художественного единства глубоко и правдиво утверждаются гуманистические идеалы страны социализма.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главное меню

Календарь

<Июль 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
181920222324
25262728293031

Поиск

История Киева

Положение и борьба рабочих. Социал-демократическое движение.

Рабочие Киева, как и весь пролетариат страны, были политически бесправны,…

Рабочее движение в городе в годы реакции и нового революционного подъема

Воспользовавшись поражением революции 1905— 1907 гг., царизм с особой силой…

Высшая школа.

Укрепление государственного и местного бюджета в результате успешного…
SEO sprint - максимальная раскрутка сайтов!

Украина моя. 2010-2011.
При использовании материалов сайта гиперссылка на ukrmy.com обязательна.

Р_РєС_аиР_С_РєРёР№ С:Р_С_С'РёР_Р_, С_айС' Р+РчС_РїР>Р°С'Р_Р_, С_Р°С_РєС_С_С'РєР° С_айС'Р° Р+РчС_РїР>Р°С'Р_Р_.