Культурная жизнь Киева

Успехи в развитии украинской культуры второй половины XVII в. связаны с переменами в стране, обусловленными зарождением новых, капиталистических производственных отношений.

Воссоединение Украины с Россией открыло широкие возможности для взаимного обогащения культур двух братских народов.

Киев, как и прежде, оставался важнейшим центром просвещения, науки и литературной жизни. При церквах существовали начальные общеобразовательные школы, в которых обучались дети зажиточных мещан, казаков и духовенства.

Большую роль в развитии просвещения играла Киево-Могилянская коллегия. После воссоединения Украины с Россией русское правительство предоставило ей ряд привилегий. В конце XVII в. здесь обучалось уже не менее тысячи человек.

Киево-Могилянская коллегия продолжала национальные традиции украинских братских школ, но вместе с тем применяла систему и методы обучения европейских высших школ того времени. Со второй половины XVII в. она фактически стала высшим учебным заведением{«Український історичний журнал», 1971, № 10, с. 105.}. Здесь вновь возобновили чтение курсов богословия и философии. Коллегия была обеспечена квалифицированными преподавателями, имела 8 классов. Обучение проводилось по широкой программе. Изучались языки (славяно-русский, польский, латинский, греческий), православный катехизис, арифметика, астрономия, поэзия, риторика, музыка, психология, история и география. При коллегии была создана библиотека. Социальный состав учащихся коллегии продолжал оставаться таким же, как и в первой половине XVII в. Однако увеличилось число детей казаков и казацкой старшины. Определенные изменения произошли и в национальном составе учащихся. Наряду с украинцами, выходцами из других славянских земель, увеличилось число русских, в частности москвичей. В жалованной грамоте русского правительства отмечалось, что коллегия — это заведение для обучения «детей великороссийских и малороссийских».

Для развития культуры и просвещения большое значение имело книгопечатание. Киев в то время был одним из крупнейших типографских центров. Типография, находившаяся в Киево-Печерской лавре, по количеству изданных книг занимала первое место на Украине. Во второй половине XVII в. здесь напечатано свыше 100 названий, преимущественно больших по объему книг с четким шрифтом, высокохудожественными заставками, орнаментами и гравюрами. Издавались книги религиозного содержания (служебники, триоди, евангелия, патерики), исторические произведения, политические и художественные — как оригинальные, так и переводные{Логвин Г. Украинское искусство X—XVIII вв. М., 1963, с. 223—224.}.

Наиболее известными книгами, напечатанными в типографии Киево-Печерской лавры, были иллюстрированный многочисленными гравюрами «Киево-Печерский патерик», первое издание которого увидело свет в 1661 году, второе — в 1678 году, и «Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцев о начале славянороссийского народа и первоначальных князьях города Киева», авторство которого приписывают И. Гизелю. Впервые «Синопсис» опубликован в 1674 году{Києво-Печерський державний історико-культурний заповідник. Стародруки XVI—XVIII ст. Каталог, К., 1971, с. 29—40.}. В нем освещены история Киевской Руси, борьба с монголо-татарами, совместная борьба украинского и русского народов против польско-шляхетского порабощения и турецко-татарской агрессии. В «Синопсисе» показано общее происхождение русского, украинского и белорусского народов от восточно-славянских племен, образовавших древнерусскую народность. Автор доказывает, что воссоединение Украины с Россией — только возобновление прежнего единства древнерусских земель. «Синопсис» явился первой учебной книгой по отечественной истории и выдержал около 30 изданий.

Высокий уровень обучения, развитие книгопечатания, деятельность киевских ученых и писателей способствовали превращению Киева в крупный центр просвещения. Об этом свидетельствует и наличие здесь ряда библиотек. Крупнейшими среди них были библиотеки Братского монастыря, Киево-Печерской лавры и Киево-Могилянской коллегии. Видные деятели культуры имели свои личные библиотеки. Известный украинский гравер А. Тарасевич (умер после 1720 года) завещал Киево-Печерской лавре свою личную библиотеку.

Во второй половине XVII в. Киев становится и средоточием научных сил, которые группировались вокруг Киево-Могилянской коллегии. К числу крупнейших украинских ученых принадлежали Л. Баранович, И. Гизель, И. Галятовский, С. Полоцкий, Е. Славинецкий и другие. Передовые ученые Киева вели борьбу за единение украинского, русского и всех славянских народов{«Український, історичний журнал», 1970, № 11, с. 62—63.}. Значительного развития достигла философская мысль. Ученый-энциклопедист И. Гизель в 1645—1650 гг. был ректором Киево-Могилянской коллегии. Сохранилось несколько его трудов и среди них — две философские работы: «Сочинение о всей философии» (1645—1647 гг.) и «Мир с богом человеку» (1669 год). В этих по существу идеалистических трудах содержатся и элементы материалистического мировоззрения. В частности, он утверждал вечность природы и материи. Вопросы философии, логики, психологии разрабатывали и изучали и другие ученые того времени. В Киево-Могилянской коллегии в 1683—1687 гг. читал риторику и философию украинский церковный деятель И. Кроковский, в 1691—1693 гг. вел курс философии префект коллегии профессор С. Яворский. Несмотря на идеалистическое мировоззрение и схоластичность мышления, киевские ученые-философы были образованнейшими людьми своего времени, осведомленными о последних достижениях науки.

В киевских монастырях продолжалось летописание. Значительное место в украинской историографии XVII в. занимает «Межигорская летопись», состоящая из 41 рассказа, где освещены важнейшие события с 1608 до 1700 года на Украине. Особое внимание в летописи уделено крестьянско-казацкому восстанию под руководством П. Бута (Павлюка) и Я. Острянина, народно-освободительной войне 1648—1654 гг., борьбе против турецко-татарской агрессии. Известным историко-литературным памятником является также летопись монаха Киево-Выдубицкого монастыря Л. Боболинского. Наиболее ценная часть этой летописи — повествование о современных автору исторических событиях, в частности о борьбе России против агрессии Турции на Правобережье Украины. Труды, представляющие собой значительный шаг в развитии отечественной историографии, были написаны в Киеве во второй половине XVII в. К ним принадлежит «Хроника» («Кройника») Ф. Сафоновича, опубликованная в 1672 году, в которой изложена история Украины с древнейших времен. В ней автор поддерживает концепцию общности происхождения украинского, русского и белорусского народов, обосновывает историческую закономерность воссоединения Украины с Россией.

В Киеве работала большая группа ученых-филологов, педагогов, знатоков многих языков, писателей-полемистов, церковных, общественных и политических деятелей, принимавших активное участие в культурной жизни Украины и России.

После воссоединения Украины с Россией еще более возросла роль Киева как центра борьбы против католицизма и униатства. Эта борьба имела огромное значение для населения Западной Украины и Правобережья, остававшихся под властью Речи Посполитой. Профессора Киево-Могилянской коллегии во второй половине XVII в. неоднократно организовывали публичные диспуты на религиозные темы между православными и католическими богословами. Киево-Печерская типография выпустила в те годы ряд крупных полемических сочинений, принадлежавших перу видных ученых Киево-Могилянской коллегии. Автором многих из них был украинский литературный и церковный деятель И. Галятовский. Его сборник проповедей «Ключ разумения...» является образцом ораторского искусства своего времени, а произведения «Беседа» и «Старый костел» сыграли значительную роль в борьбе против насильственного окатоличивания и национального угнетения украинского народа. Стремясь быть понятным народу, И. Галятовский писал языком, весьма близким к народному. И. Галятовский активно выступал за культурно-литературные связи украинского и русского народов{Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем Академией, ч. 1. К., 1856, с. 160.}.

Видный украинский филолог, педагог и литературный деятель Е. Славинецкий перевел на славяно-русский язык многие произведения европейских ученых того времени в области географии, истории, медицины и других наук. Им написаны ряд предисловий, оригинальных проповедей, поучений, канонов и «Полный лексикон славяно-греко-латинский»{Там же, с. 160—161.}.

Автором многочисленных полемико-богословских произведений, направленных против католицизма и унии, и сборников поучений, житий святых, стихотворений являлся профессор и ректор Киево-Могилянской коллегии Л. Баранович. Будучи сторонником воссоединения Украины с Россией, он вместе с тем отстаивал независимость украинского духовенства от московского патриарха. Известными киевскими учеными и писателями были также В. Голенковский, Г. Домецкий, И. Максимович, А. Радивиловский, А. Сатановский и другие.

Значительное развитие в Киеве получил театр в форме школьной драмы и вертепа. Авторы лучших школьных драм нередко обращались к народнопоэтическим источникам. В наибольшей степени запросы простого народа отражал вертеп (кукольный театр), созданный студентами Киево-Могилянской коллегии. Представления нередко сопровождались народной музыкой{Грицай М. С. Українська драматургія XVII—XVIII ст. К., 1974, с. 3—10.}. На высоком уровне преподавалось пение в Киево-Могилянской коллегии, чему в значительной степени способствовали теоретические и педагогические труды украинского композитора Н. П. Дилецкого.

Значительное развитие в конце XVII в. получила в Киеве архитектура, особенно каменная. С усилением экономических и культурных связей между Украиной и Россией в Киев начали поступать строительные материалы — железо, алебастр, камень. В 90-х годах XVII в. в Киев для руководства строительством приезжали русские мастера Д. В. Аксамитов и И. Д. Старцев. Строились каменные общественные здания, соборы, колокольни, придававшие городу строгое величие и особую красоту, обогащавшие его архитектурный облик.

Оригинальным архитектурным сооружением была построенная в 1696—1701 гг. трапезная Выдубицкого монастыря. В конце XVII в. московский зодчий И. Д. Старцев совместно с украинским мастером И. П. Зарудным построили в Киеве крупнейшие по тому времени культовые сооружения: соборы Киево-Братского (1693 год) и Пустынно-Никольского (1696 год) монастырей. В 1696—1698 гг. на территории Киево-Печерской лавры сооружается пятикупольная церковь Всех святых над Экономическими воротами, отличающаяся утонченностью и богатством пластических украшений{Історія українського мистецтва, т. 3. К., 1968, с. 70—87.}. Совместная работа создавала условия для обмена опытом между русскими и украинскими мастерами, способствовала взаимообогащению лучшими традициями и приемами обеих архитектурных школ.

После воссоединения Украины с Россией начал интенсивно развиваться Верхний город. Здесь строятся воеводский двор, «государев двор» и другие административные здания, жилые дома для различных должностных лиц, рейтаров и стрельцов. Осуществлялись реставрация и перестройка Киево-Михайловского Златоверхого и Софийского монастырей, строительство митрополичьих домов, новых Георгиевской и Троицкой церквей.

Велась застройка города и гражданскими сооружениями, особенно на Подоле. Здесь в 1697 году рядом с деревянным зданием ратуши на Магистратской площади была сооружена высокая каменная башня с часами и гербом города. Строились также каменные дома зажиточных мещан и казаков. Рядовые горожане, беднота селились в хатах, состоявших из одной-двух комнат и сеней. Отдельные постройки имели открытые галереи, крыши с заломами, украшались наличниками, резными деталями — произведениями украинских народных мастеров.

Высокого уровня развития достигло изобразительное искусство, особенно граверное. В 1688 году начинается киевский период творческой деятельности крупнейшего украинского гравера А. Тарасевича. Для его портретов, гравюр характерны торжественность, монументальность, декоративное многообразие. Лучшие произведения А. Тарасевича этого периода — портретные гравюры Мелетия Вуяхевича, Лазаря Барановича — свидетельствуют, что он овладел высокой техникой европейской гравюры своего времени. А. Тарасевич, внесший большой вклад в развитие граверного искусства в Киеве, явился создателем целой школы. Его сподвижниками и последователями были Л. Тарасевич и И. Щирский. Самые значительные произведения Л. Тарасевича — гравюры к панегирику В. Б. Шереметеву, в которых своеобразно сочетаются элементы реального с условным и аллегорическим (например, изображения сражений, взятия турецких крепостей — Кизи-Кермена, Азова и других); серия гравюр к «Киево-Печерскому патерику». Л. Тарасевич вместе с гравером И. Щирским в 1688—1689 гг. выполнил большую гравюру в честь царевны Софьи и царей Ивана и Петра Алексеевичей{Історія українського мистецтва, т. 3, с. 284—-296; Степовик Д. Олександр Тарасевич. К., 1975, с. 135.}.

Среди произведений живописи киевских мастеров наиболее известны иконы, росписи и портреты. Своеобразием и яркостью отличались иконостасы Никольского собора, роспись которого начата в конце 90-х годов XVII в., иконостас Георгиевского храма Выдубицкого монастыря и другие. В Киеве во второй половине XVII в. развился такой оригинальный жанр портретной живописи как ктиторский портрет (т. е. портрет ктитора — покровителя монастыря, церкви из числа казацкой старшины). К наиболее известным относится ктиторский портрет Б. Хмельницкого в притворе Успенского храма Киево-Печерской лавры. Широкой известностью в городе и за его пределами пользовались киевские мастера декоративного кафеля. Киевская керамика использовалась как для внутренней, так и для внешней отделки сооружений. Мастера-гончары, жившие преимущественно на Подоле, изготовляли рельефный кафель, покрытый зеленой или коричневой глазурью. Мастера города продолжали давние местные традиции майолики. Далеко за пределами Киева славились глазурованные вазы, тарелки, кружки.

В городе развивалась и художественная обработка металла. Имелись литейные мастерские по изготовлению изделий из меди и бронзы. Эти изделия отличались богатством орнаментации, сочным рельефом, безупречностью форм{Історія українського мистецтва, т. 3, с. 341—354.}. На более высокую ступень поднимается и искусство золотых дел мастеров. Золотари стремились достичь совершенства в пропорциях, внести новое в орнаментальные украшения. Более разнообразным стал ассортимент: чары, ковши, блюда, оклады книг, церковная утварь. Многие мастера-золотари были одновременно и граверами. Первоклассным мастером гравюры на дереве был украинский гравер Федор, работавший в Киеве в области книжной иллюстрации. Он создал оформления и гравюры к «Апостолу» (1695 год), «Евангелию» (1697 год) и «Псалтырю» (1697 год). Сцены из библейских и евангельских легенд Федор изобразил в виде многофигурных композиций, придав им светские черты и национальную окраску. Сохранился серебряный медальон, украшенный гравюрами работы этого же мастера{Петренко М. З. Українське золотарство XVI—XVIII ст. К., 1970, с. 68—95.}.

Во второй половине XVII в. Киев как культурный центр играл важную роль в жизни страны, способствуя развитию культурных взаимосвязей, взаимопониманию и более тесному сближению русского и украинского народов.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главное меню

Календарь

<Июль 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
192021222324
25262728293031

Интересно узнать

Высоким уровнем развития отличалась культура древнего Киева. Основы ее были заложены задолго до возникновения Киевской Руси. Такие отрасли древнерусской культуры, как архитектура, прикладное искусство, имели глубокие многовековые традиции.

Читать полностью...

Поиск

История Киева

Архитектура.

Совершенствованием существующей городской среды, широким освоением новых…

Наука.

Начало нового столетия было отмечено крупными успехами в области математики,…

Литература.

Своим легендарным прошлым, величием культурно-исторических памятников Киев…

Социально-экономическое и политическое развитие

Нашествие Батыя было наиболее трагическим событием в жизни Древней Руси.…
Криптовалютные токены: дивидентные STE, торговые A2A - технология Any2Any

Украина моя. 2010-2018.
При использовании материалов сайта гиперссылка на ukrmy.com обязательна.

Р_РєС_аиР_С_РєРёР№ С:Р_С_С'РёР_Р_, С_айС' Р+РчС_РїР>Р°С'Р_Р_, С_Р°С_РєС_С_С'РєР° С_айС'Р° Р+РчС_РїР>Р°С'Р_Р_.