Социально-экономическое развитие города

Вхождение Киева в состав Русского государства открыло перед городом широкие возможности для развития его экономики и культуры. Стало увеличиваться население. В 1666 году, по данным переписных книг, только на Подоле насчитывалось 684 мещанских двора, в которых жило 759 хозяев. Сведения о количестве дворов в Верхнем городе и на Печерске не сохранились. Кроме того, в Киеве в то время находилось около 2 тыс. стрельцов, рейтаров, пушкарей, казаков и других{Переписні книги 1666 року. К., 1933, с. 315—325; Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, т. 5. СПб., 1867, с. 235.}. В целом же в городе во второй половине XVII в. проживало от 10 до 15 тыс. человек.

Заметно изменился социальный состав населения. Исчезли польская шляхта и католическое духовенство. Основной группой населения оставалось мещанство. В городе поселилось на постоянное жительство много казаков. Значительно возросло количество крестьян, в т. ч. монастырских. Проведенная реорганизация Киевского полка повлекла за собой создание отдельной Киевской сотни. Рядовые казаки и казацкая старшина владели землей как в городе, так и на его окраинах. Богатым и влиятельным было высшее киевское духовенство, которое, используя борьбу казацко-старшинских группировок, захватывало имения шляхтичей, свободные земли, получало от царя грамоты на владение селами и, в конце концов, прибрало к своим рукам почти всю землю Киевской сотни{Київські збірники історії й археології, побуту й мистецтва, зб. 1, с. 164; Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, т. 10, с. 615—62С, 647—650; Воссоединение Украины с Россией. Сборник статей. М., 1954, с. 400—401.}.

В Киеве во второй половине XVII в. значительное развитие получили ремесла и торговля. На Подоле насчитывалось 209 дворов ремесленников и 30 — купцов{Крип'якевич I. П. Богдан Хмельницький. К., 1954, с. 299.}. В городе в то время известны были ремесленники 33 специальностей: ткачи, скорняки, кузнецы, кожемяки, портные, сапожники, чулочники, мотовильщики, плотники, колесники, гребенники, бочары, золотари, сабельники, гончары, пекари, хлебники, калашники, маслоделы, резчики, иконописцы, резники, котельщики, кровельщики, маляры, токари, рыбники и другие{Переписні книги 1666 року, с. 315—325.}. Киев был одним из крупнейших центров книгопечатания на Украине. Это определяло наличие в городе таких профессий, как печатники, граверы, художники, брошюровщики, переплетчики, позолотники, изготовители типографских красок.

Объединялись киевские ремесленники в четыре основных цеха — портняжный, скорняцкий, кузнечный и сапожный. Кроме того, имелись еще цехи бондарей и музыкантов. Постепенно количество цехов увеличивалось. В конце XVII в. их насчитывалось уже 11{Київські збірники історії й археології, побуту й мистецтва, зб. 1, с. 145.}. В этот период в среде киевских ремесленников довольно глубоким было имущественное расслоение. Так, должность цехмейстра в каждом цехе формально являлась выборной, но в действительности ее занимали представители цеховой верхушки, нередко злоупотреблявшие своим положением. Наряду с зажиточными ремесленниками трудилась значительная группа «подсоседков», которые жили во дворах богатых мастеров и эксплуатировались ими. Рядовые цеховые ремесленники подвергались всевозможным притеснениям со стороны городского патрициата, воевод и старшины.

Ремеслами, промыслами и торговлей занимались и киевские казаки, владевшие в городе и его окрестностях угодьями, мельницами, а также русские стрельцы, жившие в слободе в Верхнем городе.

С XVI в. в городе было развито кирпичное производство. Дутье в печах осуществлялось с помощью водяного колеса, приводившего в движение меха, а также ступы, месившей глиняную массу. Здесь среди работных людей существовала определенная специализация (истопники, формовщики, возчики и другие). Кроме городских, замковых и монастырских, имелись частные кирпичные предприятия, которыми владели зажиточные мещане.

Наиболее распространенным промыслом был винокуренный. Производство водки, пива и других напитков составляло монополию мещан еще с XVI в. и было закреплено за ними царской грамотой в 1654 году. В 1663 году эта монополия подтверждена универсалом гетмана И. Брюховецкого{Переписні книги 1666 року, с. 324.}. Винокурение пытались захватить в свои руки монастыри, а также старшина и зажиточные казаки.

Киев являлся крупным центром мукомольного производства. Официальные документы 60-х годов XVII в. зафиксировали существование мельницы на стругах в одно жерновое колесо на Днепре, а также восьми мельниц на речке Сырце (четыре из них принадлежали Кирилловскому монастырю). На притоке речки Ирпеня Котыре (Котурке) действовали четыре мельницы на пять жерновых колес Братского, одна — Печерского и две — Межигорского монастырей. На речке Кудрявце работали две мельницы. При одной из них были винокурня и солодовня. Всего в Киеве и его окрестностях насчитывалось 17 водяных мельниц, 6 из них принадлежали мещанам и казакам, 11—монастырям.

В городе имелись воскобойни. Возле Киева находились гуты Киево-Выдубицкого монастыря, где вырабатывалось стекло. Монастыри Киева владели также руднями. Так, две рудни принадлежали Межигорскому монастырю. В 1682 году Киево-Печерская лавра имела семь руден. Все они сдавались в аренду зажиточным казакам и мещанам, что способствовало использованию в железоделательных промыслах вольнонаемного труда и зарождению капиталистических отношений{Пономарьов О. М. Розвиток капіталістичних відносив у промисловості України XVIII ст. Львів, 1971, с. 8—9.}. Киево-Печерской лавре принадлежали бумажные предприятия — одно в Радомышльском уезде (основано еще в 1615—1624 гг.) и второе — в Любечской сотне Черниговского полка на речке Пакуле (у села Пакуль), открытое в конце XVII века{Там же, с. 46.}.

Киевские монастыри, как и прежде, были крупными феодалами. Так, Киево-Печерской лавре принадлежали местечко Бровары, селения Восковица, Красиловка и Осокорки (86 крестьянских дворов), а также села Богдановка, Вишенки, Гнедин, Дымерка, Пуховка и Рожовка (95 крестьянских и бобыльских дворов). Пустынно-Никольский монастырь владел селами Бортничи и Княжичи (60 крестьянских дворов), Киево-Братский монастырь — селом Позняки. Киево-Выдубицкому монастырю принадлежало село Литковичи Великие (15 крестьянских дворов) и размещавшаяся здесь же гута{Переписні книги 1666 року, с. 320.}.

Усиление феодально-крепостнического гнета вызывало выступления рядовых казаков, крестьян и ремесленников против светских и духовных феодалов. В 1688 году вспыхнули волнения во владениях Киево-Печерской лавры. Монастырские крестьяне решительно отказались выполнять возросшие феодальные повинности. Волнения в окрестностях Киева происходили и в 90-х годах XVII века{Дядиченко В. Антифеодальні повстання в Росії і на Україні в XVII—XVIII ст. К., 1954, с. 21.}.

Во второй половине XVII в. возросла роль Киева как крупного торгового центра украинских земель. В городе ежегодно собирались две ярмарки, привлекавшие значительное количество торговых людей. Нередко в храмовые праздники ярмарки устраивали и киевские монастыри. Здесь продавались сельскохозяйственные продукты, ремесленные изделия, вина, дорогие ткани и другие товары, привозимые как из различных районов Украины, так и из России, стран Востока, Западной Европы{Крип'якевич І. П. Богдан Хмельницький, с. 319—320.}.

Торги в Киеве устраивались в определенные дни, на них съезжались торговые люди из многих районов Украины, Белоруссии, России, в частности из пограничных русских городов Путивля, Севска и Рыльска. Купцам-киевлянам, как и всем торговым людям с Украины, разрешалась в этих городах беспошлинная торговля.

Киевские купцы вели оживленную торговлю не только с украинскими, но и с русскими и белорусскими городами. Из лиманов и озер Черноморского побережья и Крыма, из Прикарпатья (Галича, Дрогобыча и Коломыи) чумацкие валки в большом количестве привозили в Киев соль, затем гужом отправляли ее на Левобережье, по Днепру, Десне и Припяти — в Белоруссию, на Черниговщину и в прилегающие к Украине районы России. Согласно царской грамоте от 26 мая 1654 года киевлянам разрешалось беспошлинно торговать в украинских городах, за городом сохранялось и «складское право»{«Український історичний журнал», 1980, № 2, с. 61.}.

После вхождения Киева в состав России расширились и окрепли его экономические связи с другими городами страны. Об интенсивности их свидетельствуют крупные суммы торговых сборов с перевоза через реку Днепр, который связывал Киев с Левобережьем и городами России. Значительную роль в торговых отношениях Киева с городами России играла ежегодная Свенская ярмарка (под Брянском), где киевские купцы закупали большие партии мехов.

Укреплялись экономические связи Киева с Москвой — центром формировавшегося всероссийского рынка. Все более частыми становились приезды киевских купцов в Москву. Об этом свидетельствуют записи таможенных книг Московской большой таможни 1693/94 года. Из Киева в Москву привозились стеклянная посуда, украшения, пояса гарусные и шелковые, селитра, сукна, табак. Как и прежде, Киев являлся важным транзитным пунктом — киевские торговые люди привозили в Москву приобретенные в других землях товары: кумачи турецкие, тафту, польские пистоли, грецкие орехи, хлопчатобумажные ткани, «швабское» полотно, золотые и серебряные украшения, драгоценные камни и прочее. Только в 1693/94 году было доставлено товаров из Киева в Москву на 5,4 тыс. рублей{Труды Государственного исторического музея, вып. 38. М., 1961, с. 77—86.}.

Русские купцы привозили в Киев меха, ткани, юфть, тульское железо, «сермяжное» сукно, оружие. Крупные торговые операции в Киеве осуществляли московские торговые люди П. Зеркальников, П. Татаринов, калужский купец Т. Быков{Шевченко Ф. П. Політичні та економічні зв'язки України з Росією в середині XVII ст., с. 398, 404, 407; Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы, т. 3, с. 14.}.

В Москву из Киева поступало много книг, изданных Киево-Печерской, Львовской и другими типографиями.

После включения Киева в состав Русского государства он стал одним из крупнейших экономических и политических центров страны, сохранив при этом особенности административного устройства. Здесь действовали три разные системы управления: магистратская (на основании магдебургского права), сотенная, или казацкая, и воеводская (т. е. царская администрация).

С прекращением военных действий с конца 70-х годов XVII в. Киев начал интенсивно отстраиваться. Улучшалось благоустройство города. Состоял он из трех частей: Верхнего города, Печерска и Подола.

Главным центром торговли и ремесел оставался Подол. Здесь же находился магистрат.

На Печерске размещались строения Киево-Печерской лавры, дворы лаврских ремесленников и слуг. Позднее, в 90-х годах XVII в., вокруг Печерского монастыря сооружена каменная стена. На некоторых улицах Киева имелась деревянная мостовая. Зажиточные мещане и казацкая старшина Подола пользовались специальным водопроводом, изготовленным из деревянных труб.

Освобождение Киева от гнета польской шляхты, расширение экономических связей с Россией в результате воссоединения Украины с Россией и вхождения города, в состав Русского государства, предоставление царским правительством различных привилегий городу способствовали его дальнейшему экономическому развитию.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главное меню

шторы с фотопечатью тут выгоднее купить тканевые ролеты день ночь rolety-kiev.com.ua

Календарь

<Июль 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
192021222324
25262728293031

Поиск

История Киева

Борьба киевлян за дальнейшее развитие промышленности

Новый размах приобрела творческая активность широких масс трудящихся города в…

Наука.

Начало нового столетия было отмечено крупными успехами в области математики,…

Борьба трудящихся за преодоление хозяйственной разрухи

После победоносного окончания гражданской войны и разгрома иностранной военной…

Кино.

Большое внимание в годы социалистического строительства уделялось дальнейшему…
SEO sprint - максимальная раскрутка сайтов!

Украина моя. 2010-2011.
При использовании материалов сайта гиперссылка на ukrmy.com обязательна.

Р_РєС_аиР_С_РєРёР№ С:Р_С_С'РёР_Р_, С_айС' Р+РчС_РїР>Р°С'Р_Р_, С_Р°С_РєС_С_С'РєР° С_айС'Р° Р+РчС_РїР>Р°С'Р_Р_.