Культурно-просветительные учреждения.

В послевоенные годы Коммунистическая партия и Советское правительство проявляли постоянную заботу о культурно-просветительных учреждениях, о восстановлении, расширении и укреплении их материальной базы, обеспечении кадрами культпросветработников. Сразу же после изгнания оккупантов в Киеве начало развиваться массовое патриотическое движение за восстановление учреждений культуры силами общественности. Клубы и дома культуры, красные уголки, парки культуры и отдыха, библиотеки и музеи восстанавливались и создавались не только за счет государственных ассигнований, которые с каждым годом возрастали, но и на средства профсоюзных организаций, ведомств, отдельных учреждений, промысловой и потребительской кооперации. В течение ряда лет во всех районах столицы проводились субботники и воскресники по восстановлению культурно-просветительных учреждений. Самое активное участие в них принимали рабочие предприятий и строек, служащие советских учреждений, студенты и учащиеся, воины находившихся в Киеве подразделений Советской Армии. Уже в 1946 году в городе возобновили свою деятельность 15 клубов, свыше 50 красных уголков, 24 районные библиотеки с фондом 400 800 экземпляров, 8 парков культуры и отдыха, 5 музеев{Киевский облпартархив, ф. 5, оп. 1/3, д. 224, л. 102, 104, 105.}. К концу четвертой пятилетки сеть культурно-просветительных учреждений не только достигла довоенного уровня, но и значительно превысила его. В январе 1951 года в Киеве действовали 62 хорошо оборудованных клуба и дома культуры, 538 красных уголков, 519 библиотек с фондом 10 млн. книг, 12 музеев{«Правда Украины», 1951, 7 января.}.

В течение 50-х и в начале 60-х годов в столице республики шло интенсивное строительство дворцов и домов культуры, библиотек, парков культуры и отдыха, осуществлялось обеспечение их новой мебелью, музыкальными инструментами, литературой и техническими средствами. Именно в этот период открылись Октябрьский дворец культуры со зрительным залом на 2180 мест, Дворец культуры завода «Точэлектроприбор», дома культуры заводов «Арсенал» и «Ленинская кузница», комбината искусственного волокна, клуб треста «Киевгорстрой-4», библиотеки им. А. М. Матросова, им. В. Г. Короленко, им. Т. Г. Шевченко, им. Н. В. Гоголя, им. П. П. Вершигоры и др. Приняли первых посетителей Голосеевский парк, созданный, с учетом богатых природных условий на площади 145 га, Гидропарк площадью около 800 га, парк культуры и отдыха им. Ленинского комсомола{«Соціалістична культура», 1957, № 9, с. 36.}. В 1951 году началась реконструкция Центрального парка культуры и отдыха{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 9, д. 92, л. 109.}. Большие массивы садов, красивые склоны Днепра, дороги и аллеи парка были хорошо оборудованы и красочно оформлены. Наглядная агитация своевременно обновлялась и имела тематическую направленность. В 1953 году, например, Пионерский сад был оформлен на тему «Наша цель — коммунизм». 14 художественных композиций освещали новый могучий подъем народного хозяйства страны, повышение материального и культурного уровня советских людей в пятой пятилетке. Одна из аллей парка была оформлена на тему «Дружба народов СССР»{«Культурно-освітня робота», 1953, № 5, с. 29.}.

Центром проведения многочисленных патриотических мероприятий киевлян стал парк Славы, открытый в 1957 году на Печерском крутом склоне. В центре парка возведен монументальный обелиск из темно-серого полированного гранита высотой 26 метров, у подножия обелиска зажжен Вечный огонь над могилой Неизвестного солдата. Вдоль центральной аллеи парка размещены могилы с перезахороненными останками 34 героев, погибших за свободу и независимость нашей Родины.

Благодаря повседневной заботе партии, огромным государственным ассигнованиям, широкому патриотическому движению трудящихся в Киеве была создана разветвленная сеть культурно-просветительных учреждений: в 1960 году насчитывалось 84 клуба, дворца и дома культуры, 406 массовых библиотек с книжным фондом 6212,8 тыс. единиц{Київ у цифрах. Статистичний збірник. К., 1966, с. 149.}, 11 музеев, более 20 парков{Народне господарство міста Киева. Статистичний збірник. К., 1963, с. 7, 153.}.

Партийные организации и государственные органы уделяли исключительное внимание подготовке, воспитанию и распределению кадров культпросветработников. Для работы в клубных учреждениях, библиотеках и музеях, парках культуры и отдыха направлялись выпускники вузов и техникумов. Для подготовки и переподготовки культпросветработников действовала четкая система курсов и семинаров, построенная с учетом специфики работы кадров и их специальных знаний. Это имело особое значение для организации планомерного обучения и воспитания культпросветработников без отрыва от основной деятельности. К работе в культпросветучреждениях широко привлекался актив из числа рабочих и служащих, передовой молодежи.

Для практического руководства и осуществления государственного контроля за работой культпросветучреждений еще в феврале 1945 года при СНК УССР был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений, а при исполкоме Киевского городского Совета депутатов трудящихся — отдел культурно-просветительной работы, позднее преобразованный в городское управление культуры.

В 40—50-е годы ЦК Компартии Украины и Совет Министров УССР приняли ряд постановлений, направленных на улучшение работы клубов, библиотек и музеев. Исключительно важное значение для идейного направления всей культурно-просветительной работы имели постановления ЦК КПСС и ЦК Компартии Украины по идеологическим вопросам, принятые в тот период.

Руководствуясь решениями вышестоящих партийных органов, Киевский городской комитет партии постоянно направлял работу культурно-просветительных учреждений, оказывал им всестороннюю помощь. На заседаниях бюро и пленумах горкома и райкомов партии систематически рассматривались вопросы деятельности отдельных клубов, библиотек, музеев, парков культуры и отдыха и культурно-просветительной работы в комплексе{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 3, д. 949, л. 240—261; оп. 9, д. 9, л. 109—113; д. 90, л. 4; оп. 16, д. 383, л. 9—14; ф. 5, оп. 1/3, д. 224, л, 106.}. По этим вопросам принимались конкретные решения, которые имели огромное значение для улучшения массово-политической и культурно-просветительной работы среди населения города.

В послевоенные годы клубы, дворцы и дома культуры большое внимание уделяли агитационно-пропагандистским мероприятиям, в частности организации лекционной пропаганды среди населения.

Среди фабрично-заводских лекториев Киева выделялся лекторий завода «Арсенал» им. В. И. Ленина. В его работе принимали активное участие 26 человек — инженерно-технические работники, новаторы производства, партийные и профсоюзные работники завода, учителя и врачи Печерского района. Хорошо работали также лектории заводов «Ленинская кузница», «Большевик» и другие{Архив Украинского республиканского совета профессиональных союзов, ф. 2, оп. 1, д. 142, лл. 3, 4.}.

Наиболее квалифицированные лекторские силы были сосредоточены в городской организации Общества по распространению научных и политических знаний, которая в 1960 году объединяла 2,5 тыс. лекторов. Среди них находились академики и члены-корреспонденты АН СССР и АН УССР, доктора и кандидаты наук, высококвалифицированные специалисты различных отраслей науки, техники и культуры, передовики и новаторы производства{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 3, д. 595, л. 215; ф. 5, оп. 1/3, д. 224, л. 106; «Культурно-просветительная работа», 1950, № 7, с. 22.}.

Чрезвычайно разнообразной была тематика лекций. Она охватывала все стороны внутренней и международной жизни, научные и народнохозяйственные проблемы, оперативно отражала важнейшие события времени. Наряду с организацией лекций клубные учреждения города широко использовали и такие формы массово-политической работы, как беседы, громкие читки газет и журналов, политинформации, которые проводились повсеместно, особенно в первые послевоенные годы.

В арсенале средств массово-политической работы клубных учреждений важнейшую роль играла наглядная агитация. Наиболее распространенными ее формами являлись плакаты, лозунги, призывы, карты, диаграммы, доски показателей социалистического соревнования, доски почета. Они вывешивались не только в помещениях культпросветучреждений, но и на территории предприятий, цехов, производственных участков. Широко освещая производственные успехи и достижения трудовых коллективов, наглядная агитация вскрывала также недостатки в работе, помогала устранять их.

Повсеместной формой массово-политической и культурно-воспитательной работы клубных учреждений в послевоенные годы стали тематические вечера, встречи с передовиками и новаторами производства, ветеранами революции, гражданской и Великой Отечественной войн, Героями Советского Союза и Героями Социалистического Труда, известными писателями, учеными, деятелями искусства, представителями братских народов. Эффективность этих мероприятий заключалась прежде всего в том, что в них сочетались политическая агитация с производственной пропагандой, воспитание патриотических чувств и пролетарского интернационализма с организацией культурного отдыха. В 1949 году только в профсоюзных клубах, домах и дворцах культуры Киева было проведено свыше 6 тыс. массовых мероприятий, которыми охвачено около 450 тыс. человек{Киевский горгосархив, ф. Р-987, оп. 1, д. 243, л. 6.}.

В клубе завода «Красный экскаватор» тематические и производственные вечера проводились регулярно, два раза в месяц. Они посвящались главным образом конкретным жизненным проблемам предприятия, в частности, распространению передового опыта, развитию творческой инициативы рабочих, повышению культурно-технического уровня молодых кадров. Так, например, несколько вечеров было посвящено пропаганде опыта известного токаря лауреата Государственной премии СССР В. К. Семинского.

Большое количество вечеров, проводимых в клубных учреждениях, посвящалось революционным и советским праздникам, знаменательным датам, проблемам коммунистического строительства.

Постоянное внимание клубные учреждения уделяли организации и работе различных самодеятельных кружков. Помимо кружков художественной самодеятельности повсеместно работали кружки политические, экономические, технические, оборонно-спортивные, прикладного искусства. В их работе принимали участие десятки тысяч рабочих и служащих, студентов и учащихся, комсомольцев и пионеров.

Особенно широкий размах получила в эти годы художественная самодеятельность. Число кружков самодеятельного искусства и их участников с каждым годом возрастало. Если в начале 1948 года в клубных учреждениях Киева насчитывалось 324 кружка, объединявших 10 тыс. участников{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 3, д. 949, л. 251.}, то в конце 1951 года их количество возросло до 730, а число участников превысило 25 тыс.{Киевский горгосархив, ф. Р-987, оп. 1, д. 6, л. 1.}. В последующие годы самодеятельное искусство киевлян развивалось еще интенсивнее. В период празднования 40-летия Великого Октября, в 1957 году, в столице республики работало 900 кружков художественной самодеятельности, в которых принимало участие около 35 тыс. человек{«Правда Украины», 1957, 5 сентября.}.

Важное значение для развития самодеятельного искусства имели ежегодные районные и городские смотры, республиканские олимпиады художественной самодеятельности и фестивали молодежи, которые регулярно проводились начиная с 1945 года.

Неисчерпаемым родником народных талантов явился городской смотр индивидуальных исполнителей художественной самодеятельности, состоявшийся в марте 1952 года. В нем принимали участие 463 самодеятельных артиста — люди разных профессий и возрастов.

В смотре, состоявшемся в начале 1953 года, приняли участие 57 хоров и вокальных ансамблей, 13 духовых и 14 оркестров народных инструментов, 5 капелл бандуристов и симфонический оркестр, объединявшие около 5 тыс. человек. Эти коллективы показали многогранный, высокоидейный репертуар, продемонстрировали возросшее художественное мастерство{«Культурно-освітня робота», 1953, № 2, с. 19.}.

С большим успехом выступил на этом смотре старейший самодеятельный коллектив города — хоровая капелла Дворца культуры завода «Большевик», художественным руководителем которой в послевоенные годы был А. Ю. Петровский. Под его руководством состав капеллы все время расширялся за счет талантливой заводской молодежи, обогащался и обновлялся репертуар, совершенствовалось творческое мастерство. В ее исполнении часто звучали сложные хоровые произведения украинских советских композиторов и композиторов братских республик, русские, украинские, белорусские, грузинские, молдавские и другие народные песни.

Капелла систематически выступала не только перед коллективом родного предприятия и общественностью Киева, но и далеко за пределами столицы республики. За активную пропаганду музыкальной культуры и в связи с 25-летием творческой деятельности в 1948 году она была награждена Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета УССР.

Высоким мастерством и культурой исполнения отличались и другие самодеятельные коллективы: танцевальный ансамбль Дома культуры завода «Красный экскаватор», ансамбль бандуристов медицинского института, женский театрализованный ансамбль Киевского государственного университета, симфонический оркестр городского бытового промыслового совета{Там же, с. 20, 21.}.

Проведение смотров и фестивалей способствовало дальнейшему развитию художественной самодеятельности во всех районах города, привлечению к участию в ней широких слоев населения. В Московском районе, например, в 1958 году в кружках самодеятельного искусства занималось свыше 5 тыс. человек{Московский район г. Киева. К., 1959, с. 181.}.

Художественная самодеятельность была разнообразной по формам, видам и жанрам, демонстрировала высокий идейный уровень, многогранный репертуар, родство и тесную связь культур украинского и русского народов, всех народов СССР. Она выявляла новые таланты из народа. Многие самодеятельные артисты пополняли профессиональные творческие коллективы, направлялись для учебы в специальные учебные заведения. В их числе была и воспитанница Киевской школы трудовых резервов, ныне народная артистка СССР Е. С. Мирошниченко{Розвиток української культури за роки Радянської влади. К., 1967, с. 260.}.

Своей разнообразной повседневной работой среди населения многие клубы, дворцы и дома культуры заслужили широкую популярность и всеобщее признание{Киевский облпартархив, ф. 5, оп. 1/3, д. 224, л. 104.}. В Московском районе Киева в 40—50-е годы своей многогранной и плодотворной деятельностью выделялся Дом культуры железнодорожников им. М. В. Фрунзе. В 1958 году в нем работало 18 творческих коллективов, в которых принимали участие свыше 550 человек. Активными помощниками партийных организаций в проведении политико-воспитательной работы среди трудящихся, в мобилизации масс на выполнение решений партии и правительства были также клуб кондитерской фабрики им. К. Маркса, дворцы культуры заводов «Арсенал» и «Большевик», Октябрьский дворец культуры и другие.

По содержанию, формам и методам своей деятельности к клубным учреждениям близко примыкали парки культуры и отдыха. Основное внимание они уделяли пропаганде решений Коммунистической партии и Советского правительства, достижений советского народа в борьбе за восстановление и дальнейшее развитие социалистического народного хозяйства, коммунистическому воспитанию трудящихся, их культурному обслуживанию.

Среди киевских парков ведущее место по праву принадлежало Центральному парку культуры и отдыха, занимавшему огромную территорию на живописных склонах Днепра. Уже в 1946 году в нем систематически, два раза в неделю, читались лекции, четыре раза — выступали духовой и симфонический оркестры, проводились концерты художественной самодеятельности{Там же, ф. 5, оп. 1/3, д. 224, л. 105.}. С каждым годом совершенствовались и расширялись формы и методы его массовой работы. В 1953 году в парке было прочитано 140 лекций, состоялось 150 концертов, в т. ч. 20 лекций-концертов музыкального лектория, в которых приняли участие композиторы, музыканты и артисты столицы Украины и деятели искусств ряда братских республик. Тематические вечера и читательские конференции были посвящены 60-летию со дня рождения В. В. Маяковского, 125-летию со дня рождения Л. Н. Толстого, 100-летию со дня рождения В. Г. Короленко, творчеству А. С. Пушкина, А. М. Горького{«Культурно-освітня робота», 1953, № 5, с. 29, 30.}.

В летний период 1955 года в Центральном парке культуры и отдыха было прочитано 178 лекций, на каждой из которых присутствовало до тысячи человек, проведено 205 концертов, в т. ч. 84 концерта художественной самодеятельности, 38 — мастеров искусств и 40 — симфонического оркестра, 36 — тематических вечеров, читательских конференций, творческих встреч, 10 — встреч с новаторами промышленного и 8 — с новаторами сельскохозяйственного производства, организовано 20 массовых и 14 детских гуляний. Наглядная агитации парка, большинство лекций, концертов и других массовых мероприятий были посвящены успехам в экономическом и культурном строительстве нашей страны, встрече предстоящего XX съезда КПСС{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 16, д. 99, л, 32, 33.}.

Разнообразную политико-воспитательную и культурно-просветительную работу среди трудящихся проводили другие парки культуры и отдыха: Голосеевский, им. Ленинского комсомола, им. А. С. Пушкина.

20 августа 1958 года бюро городского комитета партии приняло постановление «О работе парков культуры и отдыха города Киева», в котором были определены меры дальнейшего развертывания и расширения агитационно-пропагандистской и воспитательной деятельности этих очагов культуры{Там же, д. 383, лл. 9—14.}. Во всех районах осуществлялась огромная работа по строительству и ремонту необходимых сооружений, обеспечению инвентарем и оборудованием, обновлению наглядной агитации, улучшению всей деятельности парков. В результате парки культуры и отдыха города усилили политико-массовую работу среди посетителей, в частности политическую информацию, путем организации газетных витрин, галерей политической сатиры. Главное внимание они уделяли пропаганде решений партии и правительства, освещению проблем коммунистического строительства, культурному обслуживанию населения, посвящая этому различные мероприятия.

В системе культурно-просветительной работы одно из центральных мест занимали библиотеки. Широко пропагандируя книги и все другие виды печатной продукции, они помогали советским людям повышать свой общеобразовательный уровень, овладевать марксистско-ленинской теорией, основами наук.

В 1947—1949 гг. ЦК КП(б)У и Совет Министров Украинской ССР приняли ряд постановлений, направленных на улучшение работы библиотек республики. Решения Коммунистической партии и Советского правительства определили главные задачи библиотечной работы, а постоянное практическое руководство ею городским и районными комитетами партии и местными Советами депутатов трудящихся сыграло исключительно важную роль в расширении сети библиотек, наиболее рациональном их размещении по районам города, в подготовке и воспитании библиотечных кадров.

Возобновив свою деятельность в тяжелых условиях войны, библиотеки с каждым годом улучшали обслуживание населения книгами. Киевская областная библиотека им. ВКП(б), например, располагая ограниченными возможностями в связи с тем, что ее здание было разрушено немецко-фашистскими захватчиками, уже в 1946 году имела в своем фонде 55 тыс. книг, которыми пользовались 7 тыс. постоянных читателей{Киевский облпартархив, ф. 5, оп. 3, д. 137, л. 69.}.

К началу 1947 года в городе работало 26 районных, 328 профсоюзных и ведомственных библиотек с фондом 6670 тыс. книг{Киевский горгосархив, ф. Р-1, оп. 4, д. 183, л. 12.}. С каждым годом возрастали государственные ассигнования на комплектование библиотек, за счет местных средств пополнялись фонды библиотек профсоюзов, ведомств, учреждений. Неоценимую помощь в восстановлении книжного фонда библиотек Украины, в т. ч. и Киева, оказали братские народы СССР и прежде всего великий русский народ. Только из Москвы в библиотеки Украины в 1944—1948 гг. было бесплатно передано 4,5 млн. книг{Розвиток української культури за роки Радянської влади, с. 261.}. Это дало возможность к концу четвертой пятилетки довести количество библиотек Киева до 519, а их фонды — до 10 млн. экземпляров{«Правда Украины», 1951, 7 января.}. В 1960 году в Киеве работала 1121 библиотека (24 млн. экземпляров книг){Киевский горгосархив, ф. Р-1, оп. 5, д. 807, л. 231.}. Библиотеки обогатились четвертым изданием сочинений В. И. Ленина, новой общественно-политической, научно-технической и художественной литературой. В них широко были представлены произведения классиков русской, украинской и зарубежной литературы, современных авторов.

Библиотечные работники проводили большую и разнообразную работу по популяризации книги в массах. Использовались широкая сеть передвижных библиотек, заочный и межбиблиотечный абонементы и другие формы обслуживания населения. Например, библиотека им. Н. В. Гоголя своими передвижками обслуживала 6 предприятий Московского района, шефствовала над библиотекой села Западинки Васильковского района Киевской области.

Библиотека им. Марко Вовчок через свои филиалы и книжные пункты и 17 передвижек обслуживала рабочих цементного завода, Корчеватского и Пироговского кирпичных заводов, авторемонтных мастерских и колхозников села Чапаевки{Московский район г. Киева, с. 182.}.

С ростом библиотек и их книжных фондов увеличивалось и количество читателей. Так, если в 1951 году в 43 государственных библиотеках города было около 2 млн. читателей, то в 74 таких библиотеках в 1961 году их насчитывалось уже 6,5 млн.

Помимо обслуживания трудящихся книгами библиотеки повсеместно организовывали читательские конференции, диспуты, выставки{Киевский горгосархив, ф. Р-986, оп. 1, д. 35, л. 6.}. К таким формам работы с читателями чаще всего прибегали для обсуждения художественных патриотических произведений, в частности книг о Великой Отечественной войне. Все районные, многие профсоюзные, ведомственные и школьные библиотеки в те годы чаще всего проводили читательские конференции по книгам «Молодая гвардия» А. А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, «Знаменосцы» А. Т. Гончара, «Битва в пути» Г. Е. Николаевой, «Далеко от Москвы» В. Н. Ажаева.

Огромную работу проводила подлинная сокровищница культуры Центральная научная библиотека АН УССР. В 1957 году в ней насчитывалось свыше 5,8 млн. книг и журналов, 7,6 млн. экземпляров газет. Наряду с отечественной библиотека располагала литературой более чем на 80 языках мира. Этим бесценным богатством ежегодно пользовалось 300 тыс. человек. Ежедневно здесь обслуживали 1300 посетителей{По рідному району. К., 1958, с. 37, 38.}.

Большую воспитательную работу среди киевлян и гостей столицы вели музеи, в экспозициях которых отражены героическое прошлое и настоящее украинского народа, успехи пашей страны в экономическом и культурном развитии.

Организации многогранной деятельности музеев способствовало постановление ЦК КП(б)У «О состоянии и мерах улучшения работы музеев», принятое в сентябре 1949 года. Руководствуясь этим постановлением, музеи Киева сосредоточили главное внимание на пропаганде марксистско-ленинской науки, борьбе с проявлениями буржуазной идеологии, освещении героической истории и братской дружбы народов СССР, успехов советского народа в строительстве социализма и коммунизма.

Особым вниманием и любовью трудящихся пользовался Киевский филиал Центрального музея В. И. Ленина, возобновивший свою деятельность в апреле 1945 года. До 1960 года его посетило около 5 млн. человек, для которых было проведено свыше 75 тыс. лекций-экскурсий, дано около 20 тыс. консультаций. Ежедневно музей посещали более 1000 человек{«Коммунист Украины», 1960, № 4, с. 65.}.

Киевский филиал Центрального музея В. И. Ленина стал одним из наиболее крупных центров пропаганды марксизма-ленинизма и идейно-политического воспитания киевлян и гостей столицы республики. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные записи в книге отзывов. Например, группа рабочих предприятий Дарницы, посетившая музей В. И. Ленина в 1948 году, писала: «Мы идем отсюда с таким чувством, как будто у нас выросли крылья и у каждого в два раза больше стало силы. Мы уверены, что каждый советский человек, посетив этот музей, еще больше будет любить и помнить дорогого Ленина»{«Радянська Україна», 1948, 20 апреля.}.

Значительную работу по патриотическому воспитанию проводил Государственный исторический музей УССР, возобновивший свою деятельность в 1944 году. Он располагал более чем 500 тыс. экспонатов. Ежегодно музей посещало 120—150 тыс. человек{Шевченківський район міста Киева. К., 1957, с. 162.}. Только за три месяца накануне празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией в 1954 году работники музея провели 573 тематические лекции-экскурсии, обслужив ими 25 тыс. человек{«Культурно-освітня робота», 1954, № 2, с. 18.}.

Большой популярностью пользовались Государственный музей украинского изобразительного искусства, Киевский музей русского искусства, Киевский государственный музей Т. Г. Шевченко, Киевский музей западного и восточного искусства. Все они разнообразными методами и формами пропагандировали достижения отечественной и мировой культуры.

Культурно-просветительные учреждения Киева систематически оказывали методическую и практическую помощь районным и сельским клубам и библиотекам Киевской области. Они проводили семинары и совещания сельских культпросветработников, передавали им свой опыт в организации массово-политической работы среди населения, помогали создавать кружки художественной самодеятельности, собирали для них литературу, посылали в села агиткультбригады. Только в 1961 году дворцы культуры и клубы города направили в села области 75 агиткультбригад{«Коммунист Украины», 1961, № 3, с. 20.}, провели в колхозах свыше 450 концертов художественной самодеятельности, передали 48 тыс. книг{Киевский облпартархив, ф. 1, оп. 20, д. 215, л. 119.}.

Клубы, дома и дворцы культуры, библиотеки и музеи, парки культуры и отдыха были активными помощниками партийных организаций и сыграли значительную роль в повышении политической и трудовой активности, коммунистической сознательности и общей культуры киевлян.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главное меню

Календарь

<Июль 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
181920222324
25262728293031

Интересно узнать

Первое датированное упоминание о Киеве, содержащееся в древнерусской летописи «Повесть временных лет», относится к 862 году. Однако дату эту нельзя считать началом возникновения города и началом истории государственного образования под названием «Русская земля», во главе которого он в это время стоял. Корни обоих явлений уходят в глубь веков и тесно взаимосвязаны.

Читать полностью...

Поиск

История Киева

Литературная жизнь.

Борьба общественных сил — демократических (с революционными демократами во…

Трудящиеся города в период подготовки Великой Октябрьской социалистической революции

После свержения царизма местные органы власти, штаб Киевского военного округа…

Наука.

Еще осенью 1918 года группа передовых ученых (А. Е. Крымский, Д. И. Багалей, П.…

Высшая школа.

Укрепление государственного и местного бюджета в результате успешного…
Криптовалютные токены: дивидентные STE, торговые A2A - технология Any2Any

Украина моя. 2010-2018.
При использовании материалов сайта гиперссылка на ukrmy.com обязательна.

Р_РєС_аиР_С_РєРёР№ С:Р_С_С'РёР_Р_, С_айС' Р+РчС_РїР>Р°С'Р_Р_, С_Р°С_РєС_С_С'РєР° С_айС'Р° Р+РчС_РїР>Р°С'Р_Р_.