Музыка.

Значительные успехи были достигнуты в развитии музыкальной культуры города. В послевоенные годы Киевская государственная ордена Ленина консерватория им. П. И. Чайковского подготовила много высокопрофессиональных композиторов, музыковедов, дирижеров, певцов, пианистов, скрипачей, виолончелистов, исполнителей на духовых инструментах.

Воспитание композиторской молодежи продолжали осуществлять замечательные мастера советской музыки, основоположники самобытных творческих школ Л. Н. Ревуцкий, Б. Н. Лятошинский. Большой вклад в дело подготовки молодых творческих кадров внесли А. Я. Штогаренко, К. Ф. Данькевич, Н. Н. Вилинский. Их учениками являются многие известные современные композиторы.

В консерватории будущие дирижеры симфонических оркестров обучались у профессоров М. М. Каперштейна, А. И. Климова, Н. Г. Рахлина, В. С. Тольбы, дирижеры хоровых коллективов — у профессоров М. И. Вериковского, Г. Г. Веревки, Э. П. Скрипчинской. Подготовкой музыковедов в течение многих лет руководил профессор Ф. Е. Козицкий.

Известность во всей стране завоевала киевская вокальная школа. Многие выпускники вокального факультета консерватории работали не только на Украине, но и в музыкальных театрах и концертных организациях других советских республик. Расцвету творчества нового поколения певцов способствовали выдающиеся педагоги, широко известные мастера оперной сцены М. Э. Допец-Тессейр, З. М. Гайдай, Д. Г. Евтушенко, Ю. С. Кипоренко-Доманский, М. И. Литвиненко-Вольгемут, И. С. Паторжинский. Музыканты-инструменталисты учились мастерству у профессоров Д. С. Бертье, К. П. Михайлова, А. Ф. Проценко, В. М. Яблонского и других.

Консерватория, а также аспирантура при ней выпускали не только высококвалифицированных музыкантов-исполнителей разных профилей, но и преподавателей, в т. ч. историков и теоретиков музыки, дирижирования, вокала и игры на инструментах. Значительную работу проводила созданная при консерватории оперная студия, где проходили вокально-сценическую практику студенты.

Огромный вклад в расцвет музыкальной культуры Советской Украины вносили киевские театры и другие исполнительские коллективы. Широко развернул работу один из лучших музыкальных театров нашей страны — Киевский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета УССР им. Т. Г. Шевченко. Его репертуар включал произведения русской, украинской и зарубежной классики, советских композиторов. Высокими художественными достоинствами отличалась постановка оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, удостоенная Государственной премии СССР в 1949 году. Творчество П. И. Чайковского было представлено операми «Пиковая дама», «Евгений Онегин», балетами «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Большим успехом пользовались «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» A. П. Бородина и многие другие спектакли{Стефанович М. Київський державний ордена Леніна академічний театр опери та балету УРСР їм. Т. Г. Шевченка. К., 1968, с. 179.}. Признание у зрителей завоевали также оперы и балеты советских композиторов: «Война и мир» и «Поручик Киже» С. С. Прокофьева, «Гаянэ» А. И. Хачатуряна, «Укрощение строптивой» В. Я. Шебалина.

Коллектив театра обращался и к произведениям западноевропейской классики. Были поставлены оперы «Севильский цирюльник» Д. Россини, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Аида», «Отелло» и «Травиата» Д. Верди, «Тоска», «Богема» и «Мадам Баттерфляй» Д. Пуччини, «Кармен» и «Искатели жемчуга» Ж. Визе, «Фауст» Ш. Гуно, «Галька» С. Монюшко и многие другие.

Велики заслуги театра в пропаганде украинского дооктябрьского и советского музыкально-сценического творчества. В 1951 году во время второй Декады украинской литературы и искусства в Москве театр показал оперы «Богдан Хмельницкий» (1-я редакция) К. Ф. Данькевича, «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулака-Артемовского, балет «Маруся Богуславка» А. Г. Свечникова и другие спектакли. На сцене театра в 50-е годы поставлены оперы Н. В. Лысенко «Утопленница», «Наталка Полтавка», «Рождественская ночь», «Энеида». Хорошо были встречены зрителями его же детские оперы «Пан Коцкий» и «Зима и Весна».

В дни празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией в мае 1954 года в Москве вместе с другими спектаклями была показана опера «Богдан Хмельницкий» К. Ф. Данькевича (2-я редакция). В 1957 году впервые на сцене театра прозвучала опера «Катерина» (по Т. Г. Шевченко) Н. Н. Аркаса в редакции Г. П. Таранова.

В 1960 году театр, как и другие музыкальные коллективы города, принимал участие в третьей Декаде украинской литературы и искусства в Москве, где были показаны оперы «Арсенал» Г. И. Майбороды, «Первая весна» Г. Л. Жуковского, балеты «Черное золото» B. Б. Гомоляки и «Лесная песня» М. А. Скорульского. Тогда же московские зрители и многочисленные гости из братских республик тепло приняли оперы «Тарас Бульба» Н. В. Лысенко и «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского.

Театр оказывал постоянную помощь советским композиторам, работавшим в оперном и балетном жанрах. Все наиболее значительное, появившееся в украинской музыке в послевоенные годы, нашло воплощение на его сцепе. Здесь были поставлены опера «Честь» Г. Л. Жуковского и его же балет «Ростислава»; оперы «Молодая гвардия» и «Заря над Двиной» Ю. С. Мейтуса. Памятным событием стала постановка оперы «Милана» Г. И. Майбороды.

Большая часть новых спектаклей по произведениям украинских советских композиторов, ставившихся на столичной сцене, отличалась высоким идейно-художественным уровнем. Это достигалось благодаря работавшим в театре талантливым дирижерам, режиссерам, балетмейстерам, хормейстерам, художникам, а также замечательным певцам и танцовщикам, артистам хора и оркестра. Тогда здесь работали известные дирижеры народные артисты УССР К. А. Симеонов, В. О. Пирадов, С. А. Столерман, В. С. Тольба, Б. И. Чистяков, заслуженный деятель искусств УССР А. И. Климов и др. Главными режиссерами театра в разные годы были народные артисты УССР В. Д. Манзий, В. М. Скляренко, М. П. Стефанович, а главными балетмейстерами — народный артист СССР В. И. Вронский, народный артист УССР С. Н. Сергеев. Успеху лучших спектаклей столичной оперы способствовало творчество народного художника СССР А. Г. Петрицкого, народного художника УССР А. В. Хвостенко-Хвостова, заслуженного деятеля искусств УССР А. Н. Волненко и других.

На сцене театра успешно выступали видные мастера, народные артисты СССР П. С. Белинник, З. М. Гайдай, Б. Р. Гмыря, М. С. Гришко, М. И. Литвиненко-Вольгемут, И. С. Паторжинский, Л. А. Руденко, Е. И. Чавдар, народные артисты УССР В. П. Борищенко, В. Н. Гужова, Ю. С. Кипоренко-Доманский, А. Д. Ропская, М. Д. Роменский, П. А. Частий. Они создали много ярких образов в классических и современных операх, их лучшие традиции явились тем художественно-эстетическим фундаментом, на основе которого развивалось искусство последующих поколений певцов.

Значительно возросло мастерство балетной труппы театра, в состав которой входили народная артистка СССР Е. М. Потапова, народные артисты УССР Н. А. Апухтин, А. А. Белов, заслуженные артисты УССР Л. П. Герасимчук, Р. А. Клявин и другие.

Одним из популярных художественных коллективов столицы Украины являлся Киевский театр музыкальной комедии. Его репертуар включал произведения И. Кальмана — «Сильва», «Фиалка Монмартра», «Марица», Ф. Легара — «Веселая вдова», И. Штрауса — «Цыганский барон», «Летучая мышь», советских композиторов: И. О. Дунаевского — «Вольный ветер», Г. С. Милютина — «Трембита», Н. М. Стрельникова — «Холопка» и другие.

С этим театром было связано развитие жанра украинской советской музыкальной комедии. На его сцене, в частности, осуществлены постановки произведений А. П. Рябова — «Красная калина», «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь», К. Ф. Данькевича — «Золотые ключи», О. А. Сандлера — «Каштаны Киева» и «Праздник святого Йоргена», В. П. Рождественского — «За двумя зайцами».

Последовательным пропагандистом лучших произведений классической и современной музыки являлся Государственный заслуженный симфонический оркестр УССР. В его концертах принимали участие солисты — видные советские и зарубежные музыканты, а также выдающиеся дирижеры. Художественным руководителем оркестра был народный артист СССР Н. Г. Рахлин.

Большие заслуги в пропаганде симфонической музыки принадлежали оркестру Украинского радио и телевидения. Он вернул к жизни забытые сочинения Н. В. Лысенко, П. П. Сокальского, М. Н. Калачевского, К. Г. Стеценко и др. Наряду с классическими оркестр постоянно исполнял новые произведения советских композиторов. Художественным руководителем коллектива был заслуженный артист УССР П. А. Поляков.

Широкую концертную деятельность развернули хоровые коллективы Киева. Среди них — Государственная заслуженная академическая капелла УССР «Думка». Этот хор знали и любили на Украине и во всех братских республиках СССР. Репертуар хора включал обработки народных песен, произведения отечественных и зарубежных классиков и современных композиторов. В послевоенные годы капеллой руководил народный артист УССР А. Н. Сорока.

Большую популярность в республике и за ее пределами завоевал Государственный заслуженный украинский народный хор, организатором и руководителем которого был народный артист УССР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко (присуждена посмертно в 1968 г.) Г. Г. Веревка. Коллектив, состоящий из хора, танцевальной группы и оркестра народных инструментов, занимался собиранием и популяризацией песенного и танцевального фольклора. В репертуаре хора были широко представлены песни, написанные в народном стиле.

На высокопрофессиональной основе развивала старинное народное искусство кобзарей Государственная заслуженная капелла бандуристов УССР. В течение многих лет ее возглавлял народный артист СССР, лауреат Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко (1969 г.) А. З. Миньковский.

Всеобщее признание получил Государственный заслуженный ансамбль танца УССР. Руководимый выдающимся балетмейстером, народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии СССР П. П. Вирским, ансамбль достиг подлинного совершенства исполнительской культуры. Отличительной чертой коллектива являлось органическое сочетание выразительных средств народной и профессиональной хореографии. Ансамбль мастерски исполнял народные танцы, обрядовые хореографические сцены, воссоздавал картины повседневного быта советских людей.

Одним из лучших камерных ансамблей республики являлся квартет им. Н. В. Лысенко. В его обширный репертуар входили лучшие произведения мировой классики и современных композиторов. Особое внимание квартет им. Н. В. Лысенко уделял музыке украинских авторов.

Творчество композиторов Киева отличалось разнообразием тем и образов, форм и жанров. На литературные сюжеты созданы оперы «Назар Стодоля» К. Ф. Данькевича, «Украденное счастье» Ю. С. Мейтуса, «Лесная песня» В. Д. Кирейко и балеты «Лесная песня» Г. Л. Жуковского, «Сорочинская ярмарка» В. Б. Гомоляки.

Многие музыкальные произведения были посвящены подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны. Лучшими операми, проникнутыми духом патриотизма, идеями всенародной борьбы против фашистских захватчиков, являлись «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса, удостоенная в 1951 году Государственной премии СССР, и «Милана» Г. И. Майбороды{Архімович Л. Шляхи розвитку української радянської опери. К., 1970, с. 215.}. Сила музыки Ю. С. Мейтуса — в ее гражданственности, в умении композитора скупыми средствами воссоздать духовный мир целого поколения советских людей.

Опера «Молодая гвардия» была поставлена во многих театрах пашей страны, а также в ряде стран социалистического содружества. О мощи антифашистского движения на Закарпатье повествует «Милана». Ее музыка пленяет народностью, искренностью и непосредственностью.

Теме Великой Отечественной войны посвящены опера «Честь» Г. Л. Жуковского и его же вокально-симфоническая поэма «Славься, Отчизна моя», отличающаяся эпической широтой (Государственная премия СССР, 1950 г.). Страницы героической битвы на Волге ожили в оратории «Сталинградская легенда» С. С. Жданова.

Героический подвиг народа в борьбе против фашизма воспет в ряде других крупных произведений разных жанров и форм. Так, в симфонической музыке тема борьбы с гитлеровским нашествием получила свое воплощение во Второй симфонии К. Ф. Данькевича, Четвертой сюите и поэме «Путями славы» Ю. С. Мейтуса, «Партизанских картинах» А. Я. Штогаренко, «Симфонических фресках» Л. А. Грабовского. Легендарным героям партизанского соединения С. А. Ковпака посвящен Второй струнный квартет А. Д. Филиппенко, удостоенный Государственной премии СССР в 1949 году. Выдающимся симфоническим произведением, навеянным переживаниями грозных лет Великой Отечественной войны, явилась Третья симфония Б. Н. Лятошинского.

50-е годы были отмечены новым подъемом в творчестве деятелей музыкального искусства Киева. Руководствуясь решениями XIX, XX и XXI съездов КПСС, они стремились совершенствовать свое мастерство, внося достойный вклад в развитие многонациональной советской музыкальной культуры.

Много внимания уделяли композиторы Киева разработке историко-революционной темы. Так, большим достижением украинской советской музыки явилась опера «Арсенал» Г. И. Майбороды (Государственная премия УССР им. Т. Г. Шевченко, 1963 г.), посвященная борьбе за установление Советской власти на Украине.

Историко-революционная тема легла также в основу оперы «Заря над Двиной» Ю. С. Мейтуса, повествующей о борьбе за власть Советов на севере нашей страны. События на броненосце «Потемкин», происходившие в 1905 году, ярко отражены в симфонической поэме «Герои „Потемкина“» К. Я. Доминчена. Полководцы гражданской войны Н. А. Щорс и Г. И. Котовский воспеты в симфонических поэмах «Щорс» А. Г. Свечникова (Государственная премия СССР, 1950 г.) и «Котовский» Е. Н. Зубцова.

Симфонический жанр в творчестве композиторов Киева представлен также поэмами «Памяти героев» и «Родные просторы» Н. В. Дремлюги, Второй и Третьей симфониями В. Д. Кирейко, Первой симфонией Л. Н. Коло-дуба, Четвертой симфонией Г. П. Таранова, «Симфоническими сказками» и сюитой «Памяти Леси Украинки» А. Я. Штогаренко и другими.

Одним из лучших произведений на историко-революционную тему является посвященная В. И. Ленину вокально-симфоническая поэма «Ода песне» Л. Н. Ревуцкого. В ней тема Великой Октябрьской социалистической революции отражена в философском плане. Мастерское претворение народной лирической и эпической песенности, цельность и ясность художественной формы ставят вокально-симфоническую поэму Л. Н. Ревуцкого в ряд выдающихся произведений украинской советской музыки.

Много произведений создано на тему дружбы народов (кантаты «Дружба народов» Г. И. Майбороды, «Дружба народов» Г. Л. Жуковского, симфоническая поэма «Давид Гурамишвили» и «Алтайская сюита» Г. П. Таранова, «Армянские эскизы» для камерного оркестра А. Я. Штогаренко, сюита «В дружбе воедино» A. Д. Филиппенко).

Воссоединению украинских земель в едином социалистическом государстве посвящены «Закарпатская рапсодия» М. И. Вериковского, «Закарпатские эскизы» B. Б. Гомоляки (Государственная премия СССР, 1951 г.), поэма «Воссоединение» Б. Н. Лятошинского, «Гуцульская рапсодия» Г. И. Майбороды, «Праздничная увертюра» К. Я. Доминчена (все — для симфонического оркестра). В них впервые широко и всесторонне разработан фольклор западных областей Украины.

Большим вкладом в советскую музыку явился ряд симфонических произведений на славянские темы Б. Н. Лятошинского: «Славянский концерт» для фортепиано с оркестром, «Славянская увертюра», поэмы «Гражина», «На берегах Вислы», «Польская сюита».

Традиции украинской музыки в области хорового жанра успешно развивали Б. Н. Лятошинский (хоры на слова А. С. Пушкина и Т. Г. Шевченко), М. И. Вериковский (цикл «Весенняя сюита» на слова И. Я. Франко), Ф. Е. Козицкий (кантата для хора без сопровождения «Памяти большевика» на слова М. Ф. Рыльского){Архімович Л. Шляхи розвитку української радянської опери, с. 215.}.

Большие достижения композиторов Киева связаны с песенным творчеством. Всеобщее признание получили песни Г. Г. Веревки, Г. Л. Жуковского, Л. Н. Ревуцкого. Автором ряда талантливых песен, ставших известными далеко за пределами Украины, является П. И. Майборода. Его песни о Героях Социалистического Труда удостоены в 1950 году Государственной премии СССР. Песни о дружбе народов создали Г. Г. Веревка, М. И. Вериковский, Ф. Е. Козицкий, А. И. Билаш, И. Н. Шамо и др. Популярностью пользовались песни С. А. Сабадаша. Много инструментальных сочинений на основе песенных и танцевальных мелодий братских народов написали композиторы В. Б. Гомоляка, Н. В. Дремлюга, Н. И. Сильванский и другие.

Вдохновленные успехами советского народа в социалистическом строительстве, композиторы Киева, как и всей Украины, в послевоенные годы работали с особенным подъемом, создавая произведения, способствовавшие дальнейшему развитию советского музыкального искусства.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Главное меню

Календарь

<Июль 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
181920222324
25262728293031

Поиск

История Киева

Восстановление и укрепление Советской власти. Социалистические преобразования в экономике

Разгром кулацко-националистической Директории позволил трудящимся Киева…

Подъем общественно-политической активности трудящихся в условиях борьбы за победу и упрочение социализма

В процессе построения социализма возрастала руководящая роль Коммунистической…

Изобразительное искусство.

На переднем крае борьбы с фашизмом было и украинское изобразительное искусство.…
SEO sprint - максимальная раскрутка сайтов!

Украина моя. 2010-2011.
При использовании материалов сайта гиперссылка на ukrmy.com обязательна.

Р_РєС_аиР_С_РєРёР№ С:Р_С_С'РёР_Р_, С_айС' Р+РчС_РїР>Р°С'Р_Р_, С_Р°С_РєС_С_С'РєР° С_айС'Р° Р+РчС_РїР>Р°С'Р_Р_.